Жанровая живопись, конечно, даёт нам возможность окунуться в прошлое, однако... Обычно нужно знать контекст! И только тогда история, с которой знакомит нас художник, раскрывается во всей полноте.
Так что сегодня я предлагаю взглянуть на, в общем, с виду довольно невинную с виду картину с простым названием - "Свекор". Ох, спасибо вам, Владимир Егорович Маковский, что написали её. Картину, посвящённую, на самом деле, теме тяжёлой и болезненной.
Казалось бы - всё просто. Стоит молодая женщина, рядом бородатый, в летах, мужик - свекор. А если присмотреться, то на заднем плане распахнутая дверь, в которую входит молодой парень с котомкой на плече. Муж. возвращается, видно, с заработков из города, а тут...
А тут - "снохачество". В роли мужа молодухи выступает не, собственно, муж, а его отец. Он хозяин в семьи, хозяин всему, в том числе - и жене сына.
Это явление было очень распространённым. В повести Николая Лескова "История одной бабы" есть эпизод - история, связанная с местной церковью. Колокол туда везли, и все мужики телегу в гору подталкивали. "Что-то тяжело стало! - крикнул дьячок. - И то, малый, словно потяжелело! - отозвался кто-то из ребят. - Верно, снохач какой-нибудь есть промеж нас, - крикнул дьячок. - Снохачи долой! - гаркнули молодые ребята и бабы. Все мужики, этак лет за сорок, так сразу и отскочили".
Крестьянский брак, конечно, меньше всего "про любовь", и больше всего "про хозяйство". И про власть. А власть у свекра над невесткой была неограниченная, особенно в отсутствие мужа. То на заработки молодые крестьяне отправлялись, то в рекруты их забирали... А нередко муж был совсем парнишкой, которого женили на девице постарше. Тут уж и отсутствия его дожидаться не надо - пока он ещё подрастёт... А тут молодая женщина рядом - чем глава семьи и пользовался.
Невестка могла не уступать, конечно - но тогда ведь и со свету начинали сживать. Герой же этой картины действовал по-другому - судя по наряду его невестки, в ход шли не только угрозы, но и подарки. Почему без угроз не обошлось? А вы на лицо её посмотрите, напряжённое и несчастливое.
И на лицо мужа, который видит эту сцену, взгляните. Ох, не ждёт героев картины ничего хорошего...
И, конечно, виноватой всегда считалась женщина. Как в "Печальной истории о крестьянской чести". Хорошо если жива останется, а и жива - что это за жизнь будет...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory