В современных экономических условиях на первый план достаточно часто выходит вопрос управления затратами. И для того чтобы что бы сделать вопрос управления затратами эффективным, нужно применять ряд правил, о которых сегодня и пойдет речь.
Первое – это конечно принимать во внимание стратегию организации. Если текущая стратегия организации – это стратегия низкой цены, то тогда управление затратами как процесс должно стать одним и приоритетов совета директоров и руководителей-акционеров. Если компания занимается производством-продажей дифференцированной продукции с какими-нибудь сложными или уникальными свойствами, то тогда уже не целесообразно экономить на затратах, потому что это может отразиться и на продажах и на самой продукции.
Привязывать так же можно интенсивность управления затратами в фазе жизненного цикла. Если компания активно развивается, то считается, что нецелесообразно активно бороться с затратами. И только когда наступил процесс насыщения, когда процесс продаж у производства стабилизировался (имеется в виду выручка по годам) то тогда уже необходимо применять планирование бюджетирования как методики жесткого управления затратами. Конечно, наши руководители любят чтобы было сделано все вчера, или через неделю, но если речь всерьез идет об управлении затратами, то все же целесообразно формировать план по управлению затратами на год в разбивке по кварталам, хуже если помесячно, и планомерно выполнять этот план, соответственно подводя итоги в следующем году. Если наступило кризисное состояние, то управлять затратами резать какие-то затраты типа питания сотрудников может быть даже нецелесообразно. Нужно применять процедуры антикризисного управления или реструктуризации бизнеса. Для управления затратами лучше иметь цель. При чем, эта цель должна быть реализуема и увязана со стратегией, а так же культурой компании. Если у вас есть хорошая цель, а цель обычно разрабатывается в рамках стратегического процесса, то вы сможете достаточно фокусно управлять затратами, что в результате это принесет пользу и для организации, и для акционеров. Если же управлять затратами периодически, например, при недостатке денежных средств, то такое управление затратами может привести только к периодическим проблемам.
Главная мысль этой статьи заключается в системном подходе к управлению затратами. Грамотно управлять как затратами, так и прибылью вам поможет автоматизированная система управления предприятием Рули24.