Мы привыкли к утверждению, что XVIII столетие (читай "галантный век") - это эпоха рококо, воплотившая в своем искусстве беззаботность и капризность светской жизни: "столетие париков, карет, менуэтов, треуголок" (Натан Эйдельман).
Но на самом деле XVIII век куда более разнообразен, чем рамки одного только фривольного направления (читай Ватто, Буше, Фрагонар - не единственные мастера эпохи).
Этот век многообразен: видоизменяясь, в искусстве продолжали существовать страстное барокко и строгий классицизм, зарождался сентиментализм, прогрессивная критика в лице Дени Дидро пыталась угадать зачатки реализма.
В XVIII столетии творил и Жозеф Дюкре, чьи автопортреты покоряют своим до сих пор современным звучанием - ну чистой воды селфачки в инстаграм.
Конечно Дюкре писал по канону, эти автопортреты - его домашние опусы. Он работал при дворе короля Людовика XVI, за один из портретов которого получил от монарха баронский титул (также он написал последний портрет короля перед казнью во время Великой Французской революции, а сам, во время революционных событий, уехал в Лондон, вернувшись в Париж в 1793 году и основав крупный салон для художников и музыкантов).
Что такое автопортрет?
АВТОПОРТРЕТ - ЭТО ВСЕГДА ИССЛЕДОВАНИЕ СЕБЯ. Но Дюкре, увлекаясь физиогномикой, изучал не столько себя, сколько СОСТОЯНИЯ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ЭМОЦИЯМИ ЛИЦ.
В эпоху канона, в эру "правильности"!
В XVIII столетии, правда, царило другое слово, обозначающее в общем-то тоже самое - ФИЗИОНОМИЯ (сперва его использовали в значении "искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица", затем просто как "выражение лица").
В общем-то именно благодаря ФИЗИОГНОМИКИ (читай физиономии) средневековые мастера утвердили мотив "уродцев" как бичивание пороков и преступников.
Но вернемся к Дюкре.
Вообще-то художник дружил с Давидом и тем удивительнее выглядят его физиогномические опусы, ибо Давид более чем "правильный" художник: строгий, выверенный, серьезный - такой учебник по классицизму.
Домашние эксперименты Дюкре, конечно, совсем не радикальны - художник работает в рамках своего времени. Но он ИРОНИЗИРУЕТ... и не только над собой.
Ведь в чем проявляется "вишенка на торте" рококо? - в том, что мы слово "подглядываем в замочную скважину" за чем-то очень интимным. В данном случае мы вместе с Дюкре изучаем физиономию художника, явно не лишенного чувства юмора.
❗❗❗Небольшое отступление: ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РОКОКО и БАРОККО в идеологии, а не в эстетике: БАРОККО - искусство ГЛУБОКО РЕЛИГИОЗНОЕ, РОКОКО - СУГУБО СВЕТСКОЕ, камерное, ему чужды масштаб и грандиозный пафос).
Его работы - ПАРОДИИ на классическую "правильную" строгость с одной стороны, и на фривольные рокайльные игры - с другой.
Посмотрите: Дюкре очень живо и "не ортодоксально" эмоционально изображает себя на полотнах. Он гримасничает, зевает, жестикулирует. Он КОММУНИЦИРУЕТ с самим собой и со зрителем, шутливо, в иронической форме обыгрывая нарциссизм.