2 декабря выпускники школ пишут итоговое эссе-сочинение, получая допуск к ЕГЭ. Учащиеся заранее знают 5 тематических направлений, сформулированных Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Представители ФИПИ разъясняет, о чём предпочтительнее писать в сочинении по озвученным направлениям.
Тематические направления:
- «Забвению не подлежит»
- «Я и другие»
- «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
- «Время перемен»
- «Разговор с собой».
По этим пяти темам пишут сочинения одиннадцатиклассники по всей стране, но с конкретизацией: отдельные часовые пояса получают разные формулировки, но их учащимся сообщают только во время испытания.
Рекомендации к сочинению-эссе
Эссе – это сочинение, позволяющее оценить знание литературы, русского языка, умения рассуждать и аргументировать, поэтому важно продемонстрировать знание литературного материала. Ученик должен приводить примеры из художественного текста хотя бы одного программного произведения. Имея перед глазами 5 тематических направлений, школьники готовятся заранее, читают, анализируют, учатся использовать 5 литературных произведений. И неважно, будет это «Волшебник из страны Оз» или «Уроки французского».
Эксперты из комиссии не оценивают точку зрения, высказанную в эссе — для них важно, чтобы ученик продемонстрировал навыки аргументации, умение строить последовательное рассуждение.
За эссе не ставят баллы или оценки: это испытание засчитывается или не засчитывается, являясь допуском к ЕГЭ. Тем, кто неудачно напишет эссе в декабре, дают две дополнительные попытки – 3 февраля и 5 мая следующего года.
Как раскрыть темы сочинения 2020-2021
- «Забвению не подлежит» – школьники рассуждают об исторических событиях, великих людях прошлого, научных открытиях, повлиявших на историю России и мира. Литературный материал: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Булгаков «Собачье сердце», М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие...»
- «Я и другие»: ученики размышляют над вопросами взаимоотношений, личных границ, взаимодействия личности и общества, человека с собой и близкими. Учащиеся обращаются к собственному опыту, художественным произведениям. Литературный материал: А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница».
- «Время перемен» – широкая тема, позволяющая размышлять о глобальных изменениях, переменах в обществе, истории, политике и самом себе. Тексты: А.С. Пушкин «Медный всадник», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Булгаков «Собачье сердце», М.А. Шолохов «Судьба человека».
- «Разговор с собой» – тема для самоосмысления, размышление о сильных и слабых сторонах человека, необходимости развития, нравственных нормах, справедливости и внутренних противоречиях. Литературная основа: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «На дне».
- «Между прошлым и будущим» – рассуждения о человеке, развитии общества XXI в., поколенческих изменениях, связи с прошлым и отличии от него. Какова нравственнаяи культурная парадигма современных детей, как они влияют на будущее мира и страны? Для работы над этой темой подходит большой список произведений художественной литературы. Что читать для подготовки: А.С. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени, И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Вишневый сад», Е. И. Замятин «Мы».
Параметры оценки сочинения
- Письменная работа должна содержать более 350 слов. Главные критерии: соответствие теме, наличие аргументации, подтверждающей точку зрения, использование примеров из литературных текстов, чёткая композиция, логика рассуждения, грамотность, сформированный навык письменной речи.
- Тема должна чётко раскрываться в тексте, все части работы должны давать ответ на вопрос задания.
- Учащиеся демонстрируют навыки аргументированного рассуждения, иллюстрируют аргументы примерами из художественных произведений (классика, современная, отечественная или зарубежка – всё подойдёт, включая Ветхий и Новый заветы).
- Композиционная чёткость (тезис, аргументы 1,2,3 с примерами, вывод).
- Навык письменной речи: писать без речевых ошибок, продемонстрировать широкий словарный запас.
- Знание грамматики – 5 ошибок на 100 слов (орфография, пунктуация, синтаксис).
- Списывать нельзя: тех, кого уличили в списывании, отстраняют от испытания без возможности пересдачи (а значит, участия в ЕГЭ).
- Комиссия не проверяет эссе объёмом до 250 слов.
На что ещё обратить внимание при подготовке к сочинению 2020/21?
Ребёнок готовится самостоятельно или с репетитором к эссе, опираясь на тематические направления, после объявления темы своего часового пояса пишет так, как подготовился, не адаптируя материал к формулировке, данной во время испытания. Расширять тему эссе без привязки к конкретной задаче нужно аккуратно, чтобы удовлетворять критериям «Соответствие теме».
Смысловые, речевые ошибки, неверные рассуждения возникают, когда ученик плохо понимает значение того или иного понятия – «гордыня», «благородство». Абстрактные понятия, необходимые для раскрытия темы, надо отработать заранее, чтобы знать, о чем говорить и как правильно использовать слово в контексте.
Длительность и процедура эссе
Время проведения эссе – 3 часа 55 минут.
Темы объявляют в начале экзамена: они представляют собой сужение тематического направления, имеют обобщённый характер. Так, направление «Между прошлым и будущим» сужается до темы: «Самостоятельный выбор будущего пути: традиции и современный подход».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Немецкая школа глазами родителей из России
✅ А кем вы будете работать после локдаунов?
✅ За 10 лет исчезнут 15% ныне существующих профессий. К чему нужно быть готовым?