Середина 19 века отмечена рядом известных и важных событий:
переходом кораблей на паровые двигатели, появлением многозарядного огнестрельного оружия (револьверов), чередой революций 1848-1849 гг., прокатившихся по Европе, голодом в Ирландии и пр.
- Паровозы уже не выглядят чем-то новым, фотография тоже получила известность. Несмотря на промышленный переворот, по-прежнему люди привязаны к заводам и шахтам. Привязаны не цепями, а необходимостью.
- Как жить дальше? Может ли человек найти себя в быстро меняющемся мире?
- Именно тогда – в середине промышленного века, появилось новое учение – экзистенциализм или философия существования.
- Основателем экзистенциализма стал датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855).
Сёрен Кьеркегор
- По мнению Кьеркегора, философия не является наукой, поскольку не может отделяться от субъекта. Философия - скорее искусство: для выражения мыслей лучше подходят не научные трактаты, а эссе, письма или дневники.
- Прежде всего, Кьеркегор «освободил» философию от «несущественных» вопросов (бытия, первоначала ,материи и т.д.) и «повернул» её к человеку, его проблемам, заботам и переживаниям. Философия должна помочь человеку найти ту истину, ради которой он рождён и готов прожить свою жизнь.
Как человек может найти эту истину?
Кьеркегор разделил существование человека на:
неподлинное существование и подлинное существование (экзистенцию).
- Неподлинное существование – состояние, в котором находится большинство. Это – «жизнь со всеми» без понимания своего «Я», своего призвания, своей неповторимости.
- Подлинное существование – осознанный выбор, выход «из общества», понимание себя как хозяина своей жизни.
Истину следует пережить, а не познать. Для этого переживания человеку следует испытать отчаяние.
Путь к экзистенции разбивается на три этапа:
1) эстетический: жизнь человека идёт «по течению», его основное стремление – удовольствие. Эстетик иронизирует над прошлым, погружён в настоящее, а будущее для него – спектр возможностей.
2) этический: человек сознательно выбирает себя и действует по зову своего долга. Он уже не стремится к всесторонности и удовольствиям, он стремится к добру.
3) религиозный: человек находит своё призвание, выбирает его как «путеводную звезду» и следует ему до конца своих дней, несмотря ни на что. Основная задача человека как раз и состоит в обретении своей самобытности и своего призвания.
- Ввёл понятия «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование».
20 век
Дальнейшее развитие экзистенциализм получил в 20-м веке в межвоенный период. Именно в первой половине 20 века люди стали свидетелями слишком многого. Мир менялся буквально у них на глазах, «старый добрый» 19-й век стремительно уходил в прошлое. А человек? Человек стал массовым, он превратился в винтик политических и/или экономических механизмов.
Если в 1920-е годы люди стремились найти себя в новом мире 20 века, в котором только что закончилась крупная война, то позднее они стремились найти себе в условиях экономических и политических кризисов, новой войны, становления тоталитаризма и появления ядерного оружия. Волей-неволей у многих рождались мысли о новой войне…
Основными представителями экзистенциализма 20 века стали:
Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр и Альбер Камю.
Карл Ясперс (1883-1969)
- Родился в Ольденбурге. Его отец был преуспевающим юристом, ставшим директором банка.
- Стал интересоваться философией с детства, однако пришёл к ней не сразу. Сначала решил пойти по стопам отца и поступил на юридический факультет, затем в 1902 году перевёлся на медицинский факультет, став психологом и психиатром.
- Внёс весомый вклад в развитие психиатрии.
- В 1919 году издал свою первую философскую работу «Психология мировоззрений», благодаря которой получил известность.
- В области политики поддерживал либеральный подход Макса Вебера (не считая национализма), с которым был лично знаком по Гейдельбергскому университету.
- Также испытал влияние Мартина Хайдеггера, продлившееся до 1933 года.
- В работе 1931 года в работе «Духовная ситуация времени» ввёл понятия «экзистенциальная философия». Также ввёл понятия «пограничная ситуация», «осевая эпоха».
- С 1933 года окончательно разошёлся во взглядах с Хайдеггером.
- С 1937 года до конца Второй мировой войны был отстранён от преподавания и находился под угрозой ареста.
- По Ясперсу, люди живут в основном в состоянии повседневности. Они не понимают себя. Знаменитые слова Ясперса: «Человек всегда больше, чем он о себе думает».
- «Пограничная ситуация» - то, что выбивает человека из повседневности: тяжёлая болезнь, избегание смерти, смерть близкого человека и т.д.
- У бытия три ключевых уровня:
1) предметное бытие (бытие реального мира) – то, что нас окружает;
2) экзистенция (настоящее ядро личности) – настоящая сущность человека. Она наиболее ярко проявляется в пограничных ситуациях.
3) трансценденция – непостижимый предел всякого бытия.
- Главная задача философия – создать условия для всеобщей коммуникации, связать людей друг с другом через общение.
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
- Родился в семье ремесленника и крестьянки.
- В 1909 году собирался принять постриг в иезуитском монастыре ,однако из-за болезни сердца поступил на теологический факультет Фрайбургского университета. Спустя два года перешёл на философский факультет.
- Себя не считал экзистенциалистом. Его основная работа «Бытие и время» вышла в 1927 году. В течение всего существования нацизма состоял в НСДАП и ежегодно обновлял партийный билет.
- Считал бытие ключевым понятием философии. Бытие как таковое можно познать только через бытие человека.
- Смысл человеческого существования – в его временности/конечности.
- У человека нет заданной сущности. Он «вброшен» в мир. При этом он слышит «зов бытия». И когда он следует этому зову, он существует (экзистирует).
- Человек нуждается в общении, но никогда не сможет до конца понять внутренний мир другого человека.
- Осмысленную жизнь Хайдеггер называет «бытие-к-смерти». Именно осознание своей смертности, ограниченности во времени, отличает человека от других живых существ.
- Удел человека, не только осознание своей конечности, но и выход за пределы, поиск и движение к новому.
- Также Хайдеггер вводит два вида времени:
- временность(первоначальное время) – субъективно переживаемое время.
- производное(объективное время).
- Настоящее «заслоняет» подлинное состояние человека. Нельзя жить лишь «здесь и сейчас».
- Бессмысленно пытаться «не отставать» от современности и идти в ногу со временем: такие попытки и есть неподлинное существование, «вращение вокруг себя самого». Человек должен понять, что он сам и создаёт бытие. Он сам – современник себя самого.
Жан Поль Сартр (1905-1980)
- История, по Сартру, - реальность, несоизмеримая с нашей осмысленной напряжённой жизнью. Это – цепь ни к чему не стремящихся событий.
- Для Сартра «пограничной ситуацией» служит отчаяние. Впав в него, человек начинает понимать мир «нейтральным», бесстрастным.
- Разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический.
- И человек может лишь сам создавать себя, преодолевая внешние обстоятельства. Именно в возможностях человека и кроется его предназначение.
- Философия Сартра сводится к его словам: «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя».
Альбер Камю (1913-1960)
- Мир сам по себе абсурден, без смысла. История не даёт ответов о смысле жизни. Лишь человек своими действиями вносит порядок в мир, наполняя мир смыслом.
- Единственная проблема для человека – проблема самоубийства.
- Человек – совокупность того, чего в нём ещё нет и чем он может стать.
- «Пограничная ситуация» - не обязательно мимолётное происшествие. Это могут быть продолжительные процессы: войны, кризисы и т.д.
Итоги
- Философия существования – одно из первых философских направлений, не просто повернувшихся к человеку, но и объявивших его центром философии. Экзистенциализм иногда называют «теологией без бога».
- Настоящая философия исходит из единства объекта и субъекта, которое и воплощено в экзистенции.
- Свобода - это выбор одной из множества возможностей. Идеал свободы – свобода личности от общества.
- Человек постигает себя всю жизнь и ответственен за свои поступки. Ответственность – не только за себя, но и за окружающих.
- Т.о., подлинное бытие – сочетание свободы и ответственности.
Спасибо за внимание!
Также напоминаю, вы можете предлагать новые темы для канала. Чтобы "ваша" статья точно оказалась на канале или если вам требуются консультации о мироустройстве, призвании, философии и т.д., пишите в личном порядке.
Искренне ваш,
Максим Матвеев