Найти тему

○ Экзистенциализм: систематизация

Оглавление
Сёрен Кьеркегор. Картинка с yandex.ru
Сёрен Кьеркегор. Картинка с yandex.ru

Середина 19 века отмечена рядом известных и важных событий:

переходом кораблей на паровые двигатели, появлением многозарядного огнестрельного оружия (револьверов), чередой революций 1848-1849 гг., прокатившихся по Европе, голодом в Ирландии и пр.

  • Паровозы уже не выглядят чем-то новым, фотография тоже получила известность. Несмотря на промышленный переворот, по-прежнему люди привязаны к заводам и шахтам. Привязаны не цепями, а необходимостью.
  • Как жить дальше? Может ли человек найти себя в быстро меняющемся мире?
  • Именно тогда – в середине промышленного века, появилось новое учение – экзистенциализм или философия существования.
  • Основателем экзистенциализма стал датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855).

Сёрен Кьеркегор

  • По мнению Кьеркегора, философия не является наукой, поскольку не может отделяться от субъекта. Философия - скорее искусство: для выражения мыслей лучше подходят не научные трактаты, а эссе, письма или дневники.
  • Прежде всего, Кьеркегор «освободил» философию от «несущественных» вопросов (бытия, первоначала ,материи и т.д.) и «повернул» её к человеку, его проблемам, заботам и переживаниям. Философия должна помочь человеку найти ту истину, ради которой он рождён и готов прожить свою жизнь.

Как человек может найти эту истину?

Кьеркегор разделил существование человека на:

неподлинное существование и подлинное существование (экзистенцию).

  1. Неподлинное существование – состояние, в котором находится большинство. Это – «жизнь со всеми» без понимания своего «Я», своего призвания, своей неповторимости.
  2. Подлинное существование – осознанный выбор, выход «из общества», понимание себя как хозяина своей жизни.

Истину следует пережить, а не познать. Для этого переживания человеку следует испытать отчаяние.

Путь к экзистенции разбивается на три этапа:

1) эстетический: жизнь человека идёт «по течению», его основное стремление – удовольствие. Эстетик иронизирует над прошлым, погружён в настоящее, а будущее для него – спектр возможностей.

2) этический: человек сознательно выбирает себя и действует по зову своего долга. Он уже не стремится к всесторонности и удовольствиям, он стремится к добру.

3) религиозный: человек находит своё призвание, выбирает его как «путеводную звезду» и следует ему до конца своих дней, несмотря ни на что. Основная задача человека как раз и состоит в обретении своей самобытности и своего призвания.

  • Ввёл понятия «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование».

20 век

Дальнейшее развитие экзистенциализм получил в 20-м веке в межвоенный период. Именно в первой половине 20 века люди стали свидетелями слишком многого. Мир менялся буквально у них на глазах, «старый добрый» 19-й век стремительно уходил в прошлое. А человек? Человек стал массовым, он превратился в винтик политических и/или экономических механизмов.

Если в 1920-е годы люди стремились найти себя в новом мире 20 века, в котором только что закончилась крупная война, то позднее они стремились найти себе в условиях экономических и политических кризисов, новой войны, становления тоталитаризма и появления ядерного оружия. Волей-неволей у многих рождались мысли о новой войне…

Основными представителями экзистенциализма 20 века стали:

Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр и Альбер Камю.

Карл Ясперс (1883-1969)

  • Родился в Ольденбурге. Его отец был преуспевающим юристом, ставшим директором банка.
  • Стал интересоваться философией с детства, однако пришёл к ней не сразу. Сначала решил пойти по стопам отца и поступил на юридический факультет, затем в 1902 году перевёлся на медицинский факультет, став психологом и психиатром.
  • Внёс весомый вклад в развитие психиатрии.
  • В 1919 году издал свою первую философскую работу «Психология мировоззрений», благодаря которой получил известность.
  • В области политики поддерживал либеральный подход Макса Вебера (не считая национализма), с которым был лично знаком по Гейдельбергскому университету.
  • Также испытал влияние Мартина Хайдеггера, продлившееся до 1933 года.
  • В работе 1931 года в работе «Духовная ситуация времени» ввёл понятия «экзистенциальная философия». Также ввёл понятия «пограничная ситуация», «осевая эпоха».
  • С 1933 года окончательно разошёлся во взглядах с Хайдеггером.
  • С 1937 года до конца Второй мировой войны был отстранён от преподавания и находился под угрозой ареста.
  • По Ясперсу, люди живут в основном в состоянии повседневности. Они не понимают себя. Знаменитые слова Ясперса: «Человек всегда больше, чем он о себе думает».
  • «Пограничная ситуация» - то, что выбивает человека из повседневности: тяжёлая болезнь, избегание смерти, смерть близкого человека и т.д.
  • У бытия три ключевых уровня:

1) предметное бытие (бытие реального мира) – то, что нас окружает;

2) экзистенция (настоящее ядро личности) – настоящая сущность человека. Она наиболее ярко проявляется в пограничных ситуациях.

3) трансценденция – непостижимый предел всякого бытия.

  • Главная задача философия – создать условия для всеобщей коммуникации, связать людей друг с другом через общение.

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

  • Родился в семье ремесленника и крестьянки.
  • В 1909 году собирался принять постриг в иезуитском монастыре ,однако из-за болезни сердца поступил на теологический факультет Фрайбургского университета. Спустя два года перешёл на философский факультет.
  • Себя не считал экзистенциалистом. Его основная работа «Бытие и время» вышла в 1927 году. В течение всего существования нацизма состоял в НСДАП и ежегодно обновлял партийный билет.
  • Считал бытие ключевым понятием философии. Бытие как таковое можно познать только через бытие человека.
  • Смысл человеческого существования – в его временности/конечности.
  • У человека нет заданной сущности. Он «вброшен» в мир. При этом он слышит «зов бытия». И когда он следует этому зову, он существует (экзистирует).
  • Человек нуждается в общении, но никогда не сможет до конца понять внутренний мир другого человека.
  • Осмысленную жизнь Хайдеггер называет «бытие-к-смерти». Именно осознание своей смертности, ограниченности во времени, отличает человека от других живых существ.
  • Удел человека, не только осознание своей конечности, но и выход за пределы, поиск и движение к новому.
  • Также Хайдеггер вводит два вида времени:
  1. временность(первоначальное время) – субъективно переживаемое время.
  2. производное(объективное время).
  • Настоящее «заслоняет» подлинное состояние человека. Нельзя жить лишь «здесь и сейчас».
  • Бессмысленно пытаться «не отставать» от современности и идти в ногу со временем: такие попытки и есть неподлинное существование, «вращение вокруг себя самого». Человек должен понять, что он сам и создаёт бытие. Он сам – современник себя самого.

Жан Поль Сартр (1905-1980)

  • История, по Сартру, - реальность, несоизмеримая с нашей осмысленной напряжённой жизнью. Это – цепь ни к чему не стремящихся событий.
  • Для Сартра «пограничной ситуацией» служит отчаяние. Впав в него, человек начинает понимать мир «нейтральным», бесстрастным.
  • Разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический.
  • И человек может лишь сам создавать себя, преодолевая внешние обстоятельства. Именно в возможностях человека и кроется его предназначение.
  • Философия Сартра сводится к его словам: «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя».

Альбер Камю (1913-1960)

  • Мир сам по себе абсурден, без смысла. История не даёт ответов о смысле жизни. Лишь человек своими действиями вносит порядок в мир, наполняя мир смыслом.
  • Единственная проблема для человека – проблема самоубийства.
  • Человек – совокупность того, чего в нём ещё нет и чем он может стать.
  • «Пограничная ситуация» - не обязательно мимолётное происшествие. Это могут быть продолжительные процессы: войны, кризисы и т.д.

Итоги

  1. Философия существования – одно из первых философских направлений, не просто повернувшихся к человеку, но и объявивших его центром философии. Экзистенциализм иногда называют «теологией без бога».
  2. Настоящая философия исходит из единства объекта и субъекта, которое и воплощено в экзистенции.
  3. Свобода - это выбор одной из множества возможностей. Идеал свободы – свобода личности от общества.
  4. Человек постигает себя всю жизнь и ответственен за свои поступки. Ответственность – не только за себя, но и за окружающих.
  5. Т.о., подлинное бытие – сочетание свободы и ответственности.

Спасибо за внимание!

Также напоминаю, вы можете предлагать новые темы для канала. Чтобы "ваша" статья точно оказалась на канале или если вам требуются консультации о мироустройстве, призвании, философии и т.д., пишите в личном порядке.
Искренне ваш,
Максим Матвеев