«Мама, а какое сочетание цветов тебе нравится?» - интересуется дочка. Ей – 4 года.
Она кладет передо мной раскраску из «Холодного сердца»: сестры Анна и Эльза катаются на коньках, а я должна отыскать красивое сочетание цветов и похвалить. Это непросто, но мне уже не отвертеться: детка знает, мама хвалит не просто так, а за что-то конкретное.
Похвала – дело тонкое. Психологи говорят, сказать «Ты умничка!» и продолжать резать овощи для супа – нельзя. Нужно объяснить, за что хвалите, что ребенок понял, вы оцениваете не его в целом, а конкретно его работу или усилия.
Похвала – один из немногих инструментов, который остается родителю или педагогу, который понимает, как устроен мозг. Орать на детей бесполезно: от страха выделяется гормон стресса - кортизол. Кортизол блокирует работу интеллекта, и деть перестает соображать. Совсем.
Когда мы детку хвалим, создаем ситуацию успеха. Даем ему положительное подкрепление: и у него, как у собачки Павлова формируется правильная реакция. Решил сложную задачку – похвалили. Хвалят – это приятно. Решаешь задачки, будет приятно. Внутренняя мотивация растет. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, хвалите почаще – все просто? Если бы.
Дотошные ученые докопались и до похвалы. Психологи из Стендфорда проводили исследование среди 5-классников. Они решали задачки, потом учителя их хвалили. Половину учителя хвалили за интеллект (You must be smart at these problems – Ты ловко решаешь задачки), другую половину – за усилия (You must have worked hard at these problems – Ты приложил много усилий, чтобы решить задачку). Потом ученые просили согласиться или не согласиться с утверждением: «Интеллект дан от природы, вы не можете его изменить». Студенты, которых хвалили за интеллект, соглашались с ним чаще, чем те, чьи учителя больше ценили усилия.
В следующем испытании ученикам предлагали выбирать между сложной и простой задачей. Сложная поможет развить способности, простую легко выполнить и не допустить ошибок. Дети, которых хвалили за интеллект, часто выбирали простую, в то время те, которые получали похвалу за усилия, - сложную.
Потом ученые предложили всем решать задачи потруднее. Ученики, чей интеллект превозносили учителя, плохо справлялись с заданием, быстро теряли уверенность и мотивацию. Те, кого хвалили за усилия, сохранили интерес к учебе и справились лучше.
Когда ученые предложили задачки попроще, результат был прежним. Те, кого хвалили за интеллект, получили результаты хуже тех, чьи учителя отмечали их усердие. Наконец, когда ученые попросили рассказать участников экспериментов о их оценках, больше 40% детей, которых хвалили за интеллект, соврали. Им невыносимо сложно было сказать правду, потому что признать неудачу для них означает признать, что они не так умны, как о них думают.
Согласно концепции growth-fixed mindsetамериканского психолога Кэрол Дуек, если ученик верит, что интеллект или талант даны ему от рождения, он не станет прикладывать больше усилий, чтобы лучше учиться. Зачем? От него все равно ничего не зависит. Трудная задача - испытание, которое ставит под сомнение его способности. Таких задач лучше избегать.
Когда мы хвалим учеников за врожденный талант или интеллект («Ты такой умница!»), мы хотим развить их уверенность в себе. Однако достигает противоположного результата – ученик будет учиться только для того, чтобы доказать: я – умница, терять мотивацию и уверенность в своих силах, как только столкнется со сложной задачей. Хвалить стоит за усердие и вложенные усилия («Я вижу, что ты постарался!» «Я вижу, что ты хорошо потрудился, когда искал решение»).
И главное, похвалить за усилия можно ученика, который не достиг блестящих результатов. Школьная система оценивания не дает возможности отметить достижения слабых учеников: 10 ошибок в работе – двойка, 5 – тоже двойка. А результат-то в 2 раза лучше? Лучший способ подрастить мотивацию такому ученику сказать: «Я вижу, что ты постарался. Твой результат в 2 раза лучше прежнего».
А вы хвалите детей? Как?