В этот раз мне хочется написать не столько отзыв на фильм, сколько его обзор. Потому что, как я понимаю, у большинства людей, посмотревших его, возникает много вопросов - кто же в фильме - кто и почему всё произошло так, как произошло.
Для тех, кто не любит спойлеры просто скажу, что фильм хорош. Это очень качественно снятый мистический ужастик без скримеров и без монстров. Но это всё-таки ужастик - поэтому крови, криков, нагнетающей страх атмосферы там хватает.
А дальше будут спойлеры.
Итак, вы посмотрели фильм и, скорее всего, несколько раз на протяжении всей истории меняли своё мнение относительно того - кто же убийца и действительно ли это мистика или всё можно объяснить какой-то загадочной болезнью.
Попробую разложить по полочкам, но сразу оговорюсь - здесь только моя точка зрения и она основана на моих довольно скромных знаниях корейской и японской культур.
В самом финале вы, конечно, поняли, что японец однозначно замешан в недобрых делах. Он на глазах у молодого священника меняет свою внешность и, очевидно, не собирается его отпускать подобру-поздорову. Поэтому вначале разберём его, как самого однозначного персонажа.
Мы точно знаем, что проблемы в Гоксоне (к слову, фильм так и называется - "Гоксон", по названию провинции) начались с прибытия японца. Мы так же точно знаем, что японец изнасиловал женщину, после чего она сошла с ума. Об остальном можно только догадываться. А догадки у меня следующие: во-первых, японец до своей "смерти" проводит разные обряды, он молится и устраивает алтари. Вряд ли духу, а уж тем более самому дьяволу нужны какие-то ритуалы. Во-вторых, ритуалы японца больше похожи на практики вуду - он подчиняет человека, превращая его в подобие зомби, забрав его душу (раньше многие считали, что фотоаппарат - вытягивает душу и, как мне показалось, здесь обыгрывается именно это суеверие). В-третьих, мы видим несколько случаев, когда японец нападает на людей, но он никого не убивает (по крайней мере, своими руками). И я прихожу к выводу, что японец - не демон и не призрак. Он одержим. А его превращение в финале, вполне возможно, лишь иллюзия - он уже сделал фото священника, а значит, тот уже в его власти.
Дальше - девушка без имени. Большинство людей склоняются к тому, что она добрый дух, защитник деревни или даже ангел. Подозрения на неё падают лишь после слов шамана о том, что она - злой дух. И когда мы видим, что у неё вещи одержимых и умерших людей. Однако, главный герой, не послушав её и вернувшись в дом до того, как петух прокричит в третий раз, не даёт нам шанса узнать наверняка - что было бы, последуй он её совету. Впрочем, она точно противник японца и шамана, а значит, скорее всего, на стороне добра. Вещи умерших людей на ней, скорее указывают на то, что она что-то вроде Харона - сопровождает их в мир духов, потому что в сгоревшем доме она рассказывает как прошло убийство и говорит, что она знает это со слов убитой старушки.
И последний - самый противоречивый персонаж - шаман. Из вырезанной финальной сцены мы знаем, что шаман и японец заодно - они вместе покидают деревню. Впрочем, об их связи нам говорят намёками на протяжении всего фильма и открыто в финале - когда шаман заходит в дом главного героя и делает снимки и мы видим, что фотографии из дома японца хранятся у него. Однако, и до этого можно понять, что шаман работает с японцем. Например, когда шаман переодевается, мы видим на нём фундоси - традиционную набедренную повязку, заменяющую нижнее бельё, такую же, как у японца. Но самое главное - когда шаман провёл первый обряд над девочкой и говорит главному герою, что нужен ритуал с жертвоприношением, мы уже видим сцену в доме фермера, убившего свою семью и пока полицейские достают трупы из колодца - можно рассмотреть тот же антураж, который будет на ритуале с жертвоприношением. Шаман был в доме фермера и он провёл там обряд и это привело к гибели всей семьи. Да и во время ритуала ночью можно видеть, что все действия шамана приносят вред только девочке - японец в это время тоже страдает, но от действий девушки без имени. Это можно понять по тому, что когда шаман вгоняет гвозди в своеобразную куклу вуду - девочке больно именно там, куда бьёт шаман, а вот японец испытывает совсем другие муки.
Впрочем, похоже, что шаман, на самом деле, никакой роли не играет. Он лишь зарабатывает деньги на той беде, которую сам же и привозит, катаясь вместе с японцем по разным деревням. На это намекает то, что девушка без имени рассказывает главному герою о семье из сгоревшего дома. Старушка хотела позвать шамана, но одержимая отказалась. То есть - погибла как семья, в которой шаман провёл ритуал, так и та, которая его не пригласила.
Есть ли какой то вывод или мораль у этой истории? Я не знаю. Разве что - человек слаб. Особенно в страхе.