Найти тему
Мирослав Валькович

Апшеронская тропа

На границе американских штатов Айдахо и Монтана лежит хребет Биттеррут, часть знаменитых Скалистых гор. Раньше там проходила железная дорога, а сейчас на ее месте — 24-километровая велосипедная тропа Гайавата. Любой желающий может взять на прокат велосипед и вместе с семьей насладиться пейзажами.

Велосипедная тропа Гайваты в США
Велосипедная тропа Гайваты в США

К чему я это? А вот к чему. У нас в крае есть аналогичные условия - узкоколейная дорога, которая когда-то соединяла горный районы Лаго-Наки и город Апшеронск. Теперь мы ее знаем только по короткому участку в гуамском ущелье - популярнейшее место для туристов.

При этом очень мало людей знают, что сам маршрут бывшей железной дороги значительно длиннее и не менее живописен. В большей части уже не осталось ни рельс, ни шпал. Но сохранилась хорошая насыпь. А что немаловажно - дорогу делали, буквально прорубая в камне, достаточно пологую и без резких перепадов (что свойственно для железнодорожного транспорта), а, следовательно, просто идеально для прогулочного велосипедного маршрута.

По памяти набросал потенциальную трассировку подобного маршрута, и вот что получилось. И да, всю дорогу мы будем спускаться, что упрощает прогулку даже для неподготовленных.

Первая часть. Лаго-Наки - пос. Мезмай (21 км.) наиболее дикие места из всего маршрута, где открываются завораживающие пейзажи, а также можно посетить камышанову поляну и университетский водопад. Далее ст.Темнолесская и пос.Мезмай, со своими достопримечательностями. Здесь можно будет сделать привал, перекусить, погулять и пр.

Первая часть маршрута - Лаго-наки - Мезмай
Первая часть маршрута - Лаго-наки - Мезмай
Виды
Виды

Вторая часть. пос.Мезмай - Гуамка (8 км.) - это давно популярное у туристов место через само ущелье. Само собой, что для реализации веломаршрута потребуется окончательно демонтировать этот участок железки, которая и так постепенно уничтожала памятник природы. Смотреть на эти пейзажи под грохот дизеля - то еще удовольствие. А вот без привязки к расписанию прогуливаться по ущелью на велосипедах - другое дело.

Вторая часть - Мезмай-Гуамка
Вторая часть - Мезмай-Гуамка
-5

Третья часть. Гуамка - Апшеронск (36 км.) - с туристической точки зрения меняя привлекательный (хотя виды там тоже достаточно интересные), но вот данный участок очень важен для самих жителей прилегающих поселков. О связывает: Гуамку, Нижегородскую, Самурскую, Новые поляны, Годовников, Ширванскую, Цуревский и сам город Апшеронск. Для жителей этих населенных пунктов новая велосипедная магистраль послужит дополнительной транспортной связкой, а наличие туристов - дополнительной точкой роста. В теории, можно продлить городской маршрут на север, через поселки Калинина, Вперед, Ерик, Кубанская для тех же целей.

-6

Как мы видим, может получиться замечательный велотуристический маршрут, ничем не уступающий американской “Тропе Гайваты”. Причем, большая часть железнодорожной насыпи цела и требует небольшого ремонта. Местами потребуется реконструкция мостов через горные речки и другие инфраструктурные решения. Но данные инвестиции будут явно ниже потенциала, который несет подобный туристический маршрут.