На границе американских штатов Айдахо и Монтана лежит хребет Биттеррут, часть знаменитых Скалистых гор. Раньше там проходила железная дорога, а сейчас на ее месте — 24-километровая велосипедная тропа Гайавата. Любой желающий может взять на прокат велосипед и вместе с семьей насладиться пейзажами.
К чему я это? А вот к чему. У нас в крае есть аналогичные условия - узкоколейная дорога, которая когда-то соединяла горный районы Лаго-Наки и город Апшеронск. Теперь мы ее знаем только по короткому участку в гуамском ущелье - популярнейшее место для туристов.
При этом очень мало людей знают, что сам маршрут бывшей железной дороги значительно длиннее и не менее живописен. В большей части уже не осталось ни рельс, ни шпал. Но сохранилась хорошая насыпь. А что немаловажно - дорогу делали, буквально прорубая в камне, достаточно пологую и без резких перепадов (что свойственно для железнодорожного транспорта), а, следовательно, просто идеально для прогулочного велосипедного маршрута.
По памяти набросал потенциальную трассировку подобного маршрута, и вот что получилось. И да, всю дорогу мы будем спускаться, что упрощает прогулку даже для неподготовленных.
Первая часть. Лаго-Наки - пос. Мезмай (21 км.) наиболее дикие места из всего маршрута, где открываются завораживающие пейзажи, а также можно посетить камышанову поляну и университетский водопад. Далее ст.Темнолесская и пос.Мезмай, со своими достопримечательностями. Здесь можно будет сделать привал, перекусить, погулять и пр.
Вторая часть. пос.Мезмай - Гуамка (8 км.) - это давно популярное у туристов место через само ущелье. Само собой, что для реализации веломаршрута потребуется окончательно демонтировать этот участок железки, которая и так постепенно уничтожала памятник природы. Смотреть на эти пейзажи под грохот дизеля - то еще удовольствие. А вот без привязки к расписанию прогуливаться по ущелью на велосипедах - другое дело.
Третья часть. Гуамка - Апшеронск (36 км.) - с туристической точки зрения меняя привлекательный (хотя виды там тоже достаточно интересные), но вот данный участок очень важен для самих жителей прилегающих поселков. О связывает: Гуамку, Нижегородскую, Самурскую, Новые поляны, Годовников, Ширванскую, Цуревский и сам город Апшеронск. Для жителей этих населенных пунктов новая велосипедная магистраль послужит дополнительной транспортной связкой, а наличие туристов - дополнительной точкой роста. В теории, можно продлить городской маршрут на север, через поселки Калинина, Вперед, Ерик, Кубанская для тех же целей.
Как мы видим, может получиться замечательный велотуристический маршрут, ничем не уступающий американской “Тропе Гайваты”. Причем, большая часть железнодорожной насыпи цела и требует небольшого ремонта. Местами потребуется реконструкция мостов через горные речки и другие инфраструктурные решения. Но данные инвестиции будут явно ниже потенциала, который несет подобный туристический маршрут.