Найти тему
Karma English

Как донести своё недовольство и не вызвать в ответ гнев и защитную реакцию?

Зачастую, когда мы пытаемся объяснить человеку, что нам не нравится в конкретном случае, мы смешиваем наши наблюдения с оценкой (часто критичной) данной ситуации и навешиванием ярлыков ("лентяй", "негодяй" и т.д.) Таким образом, это уменьшает шансы того, что нас поймут, ведь люди будут слышать критику и сопротивляться любым нашим словам.

Отделив наблюдения от оценочных суждений, мы сделаем процесс общения более конструктивным, свободным от негатива.

Учимся отличать наблюдения от оценок.

Ниже представлены проявления смешения наблюдения и оценки в речи с примерами как это звучит и как можно изменить высказывание, убрав из него оценку.

1. Описание качеств, без указания на то, что это личное мнение говорящего.

Ты слишком щедрый.

Как исправить: "Когда я вижу, как ты отдаёшь все карманные деньги друзьям, я думаю, что ты проявляешь излишнюю щедрость."

2. Употребление глаголов с оценочным значением.

Он всегда тянет до последнего.

Как исправить: "Он начинает готовиться к экзаменам накануне вечером"

3. Тон, подразумевающий, что ваши умозаключения о мыслях, чувствах и намерениях другого человека являются единственно верными.

Она не сможет разобраться в этой работе.

Как исправить: " Я не думаю, что она сможет разобраться в этой работе." Или: "Она сказала, что не сможет разобраться в этой работе"

4. Подмена прогнозирования предсказанием.

Если ты не начнешь питаться правильно, это повредит твоему здоровью.

Как исправить: "Боюсь, что, если ты не начнешь питаться правильно, это может повредить твоему здоровью."

5. Обобщение, не обоснованное конкретными примерами

Иммигранты не заботятся о своей территории.

Как исправить: Я не видел, чтобы кто-то из семьи иммигрантов, живущем в доме №8, очищал от снега дорожку перед домом.

6. Отрицание чьих-либо возможностей и способностей, высказываемое как абсолютная истина.

Хэнк Смит плохо играет в футбол.

Как исправить: "Хэнк Смит не забил ни одного гола за двадцать матчей."

7. Использование наречий и прилагательных без упоминания о том, что выполняется оценивание.

Джим уродлив.

Как исправить: "Меня не привлекает внешность Джима."

8. Использование слов "всегда", "никогда", "часто", "постоянно", "каждый раз" и т.д., используемые в качестве преувеличения.

Ты вечно занят!

Как исправить: "Последние два раза, когда я просила тебя провести время с детьми, ты был занят"

Давайте замечать в своей речи такие суждения и формулировать их по-другому. Это поможет избежать конфликтов и перевести общение с близкими и коллегами на новый уровень - уровень ненасильственного общения.

А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, представленное в книге и потренироваться отличать просто наблюдения от оценочных суждений.

Упражнение: Наблюдение или оценивание?

Чтобы определить, насколько вы умеете отделять наблюдение от

оценивания, выполните это упражнение. Напишите в комментариях номера всех предложений, которые являются только наблюдениями и не содержат оценок. Я прокомментирую ваши ответы.

1. Вчера Джон разозлился на меня без малейшего повода.

2. Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.

3. Во время совещания Сэм не спросил моего мнения.

4. Мой отец – хороший человек.

5. Дженис слишком много работает.

6. Генри агрессивен.

7. На этой неделе Пэм каждый день приходила первой.

8. Мой сын часто пренебрегает чисткой зубов.

9. Люк сказал мне, что в желтом я выгляжу не очень хорошо.

10. Когда я разговариваю с тетей, она мне жалуется.

В следующей части: Как осознавать и выражать свои чувства? (подпишитесь на канал, чтобы не пропустить)

В предыдущей части: Как НЕ нужно общаться.

Начало: Что такое ненасильственное общение?