ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ.
Проснулись в 7.00 и после завтрака на том же автобусе и под той же охраной поехали в аэропорт. Приехали на стоянки и техники начали обслуживать вертолеты, видать что-то вчера недоделали. А мы втроем обследовали территорию аэропорта. На итальянских стоянках посмотрели их новый ударный вертолет МАНГУСТА, правда, только снаружи – что внутри SECRET!!!! В общем, итальянцы общительные и доброжелательные, пригласили посмотреть ЧИНУК, это такой достаточно большой американский вертолет с двухвинтовой продольной схемой – смотри фильмы про Вьетнам. Охрана на стоянках у итальянцев своя – спецназовцы, щеголяют в малиновых беретах, крутые такие перцы, качки и супермены.
Весь аэродром затянут колючей проволокой и по периметру на расстоянии метров 200 друг от друга стоят огневые точки (из мешков с песком, сверху тоже закрыты мешками от минометного обстрела) с тяжелыми пулеметами и сидят по три-четыре бойца ООН в белых касках. Тут тебе индусы, малазийцы, пакистанцы, венгры, румыны и конечно американские морпехи. В южной части аэродрома громадное поле заставлено бронетранспортерами (как минимум штук пятьдесят). В общем нормальная военная обстановка, как сказали малазийские вояки – стреляют!
Вернулись на нашу стоянку, итальянцы подвезли, и вовремя. Всех нас пригласили на брифинг по ознакомлению с местной боевой обстановкой и особенностями местного существования. Пообещали подготовить для экипажей карты и схемы полетов (пришлось об этом напомнить). Выяснилось что лагерь генерала Айдида (выпускника советского военного училища) с которым воюет вся королевская конница, вся королевская рать - расположен в семи с половиной милях на юг от аэродрома, и залетать дальше трех миль южнее аэропорта почему-то не рекомендуется. Говорят что генерал раздражается, услышав шум от пролетающих вертолетов. Кстати – рекомендую посмотреть американский фильм «Падение «Ночного ястреба»», правдиво все показано, как свидетель подтверждаю.
В общем, нам пообещали карты, схемы, всякую важную информацию, охрану и много чего еще, на чем брифинг и закончился.
Поскольку время уже подошло к обеду, мы заказали автобус и собрались на стоянке – обед в гостинице. И вот опять, в бейсболках и солнечных очках в качестве средств индивидуальной защиты от легкого автоматического оружия, мы едем в гостиницу. Конечно, потом мы узнали, что в город таким образом никто не ездит. Когда я увидел, как комплектуется колонна техники для поездки в город, то пришел в большую задумчивость. Первым ставят БМП, потом какой-то бронированный грузовик или Хаммер, потом опять броневик и так вся эта колонна под боевым прикрытием едет в город. Ну а русские, как лучшие друзья генерала Айдида могут и так. По приезду опять, быстро-быстро выскакиваем из автобуса и в отель.
В ресторанчике на четвертом этаже тихо и солнышко заглядывает в окна, белые скатерти, чистенько и уютно, особенно после пыльного аэродрома и разгромленных и обгоревших улиц по дороге в отель. Официант принял заказ, принес первое блюдо. И только мы приступили к обеду, как вдруг прямо вокруг отеля началась интенсивная автоматно-пулеметная стрельба. Народ сначала опешил и сидел с ошарашенным видом, но вдруг несколько человек пригибаясь пошли к окнам – любопытные герои они всегда есть!
Первым пришел в себя многоопытный командор пробега Игорек (он и в Анголе и в Камбодже работал, так что знает, что по чем). С криком – «На пол …. Мать вашу…. ,а ты что сидишь (это мне) отгоняй от окон со своей стороны!!!», он побежал вдоль окон, усаживая хлопцев на пол. Все уселись на полу, действительно – залетит какой рикошет и привет семье, заработал бесплатные похороны.
Минут через пять стрельба прекратилась также неожиданно, как и началась. Мы все еще сидели на полу, когда в зал из подсобки (где как потом выяснилось, нет окон) гордо вошли два официанта. Старший улыбаясь прокомментировал –«somalya music». Расставили тарелки со вторым блюдом и салатами и удалились на кухню.
После обеда собрались в нашем с Толиком номере с Игорем, старшим летной группы и командирами вертолетов обсудить, что и как организовывать дальше. Для начала приняли по соточке антистрессового средства. После коротенького совещания выяснилось, что после обеда на аэродром ехать не надо и можно отдохнуть в отеле. Если больше стрелять не будут.
Спустились с Игорем в рисипшен и поинтересовались у хозяина причиной стрельбы. А, ничего серьезного, хулиганы (интересно – по хулиганам из тяжелого пулемета, а они из чего?...явно не из рогатки). И вообще переживать не о чем, если нападут айдидовцы, то надо продержаться десять минут и прилетят вертолеты для эвакуации. Ну, слава богу. Успокоил. Правда не объяснил за что держаться.
Вернулся в номер и Толик обрадовал – есть вода и горячая и холодная, он уже выкупался. Быстренько залез в душ и посреди купания увидел, что на меня из душа сыпется мотыль и всякая друга живность. Ну, чего ожидать, гражданская война. Кто же будет дезинфекцию делать, хорошо, что вообще вода есть, ведь разруха. Вышел из душа и пожаловался Анатолю. Спиртом протрись, у нас его, литров шесть - заявил он. Вечер прошел тихо – без стрельбы и всяких приключений.
После протирки организма заснул очень быстро, ведь была устроена еще и внутренняя дезинфекция. Как-то начинаешь опасаться всякой заразы – комаров, пауков, непонятных насекомых а больше всего непонятно, что съешь или выпьешь, кажется пора переходить на наши родные консервы..
МОГАДИШО. ВТОРОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Солнечное тихое утро, все как-то выглядит очень мирно и сонно. Мы видать уже привыкли к местному колориту и в автобус садимся уже не так поспешно, а поспокойнее. В аэропорту после короткого совещания выяснилось, что полеты Ми-26 начнутся не раньше чем через три дня, идут согласования по обеспечению и готовят грузы. В общем – горячиться не надо. Вот завтра прилетит «Руслан», привезет еще несколько Ми-8х, и тогда все будет решаться окончательно.
Вообще-то я и Толик должны возвращаться домой, перегон осуществлен, задача выполнена. Но тут возник новый фактор - нужен человек со знанием английского, чтобы помогать в обеспечении на земле, да и штурман с английским для усиления экипажей. Мне надо было побыстрее вернуться домой, а Анатоль не возражал насчет немного поработать, где-то около месяца. На чем и порешили.
Шмидт поехал в контору к ооновцам узнать насчет рейса в Найроби. А когда через полчаса вернулся, то обрадовал, что мы с ним сможем улететь из Могадишо в Найроби только дня через три-четыре. Ну, потерпим.
Весь аэропорт повернулся на рев турбин – это сел С-17, громадный такой американский грузовик. Темно-серая китообразная туша зарулила на отдельный перрон и заняла его почти полностью. Мы почти всей компанией пошли поглядеть на этот летательный аппарат. Вокруг С-17 собралась приличная толпа народа, в том числе и морпехи, которые с гордостью заявили, что это самый большой в мире самолет. Мы заулыбались и пригласили их завтра встречать наш, не самый большой самолет.
Еще немного поглазели на разгрузку – все механизировано: подъемники, тельферы, ролики на полу. Все это позволяет очень быстро, и выгрузить и загрузить, тем более все упаковано на палеты. Конца разгрузки ждать не стали, нас пригласили на обед в ооновскую столовую для персонала на аэродроме. Это хорошо, не надо ездить лишний раз по городу в отель, все-таки стреляют…
Столовая понравилась, готовят отлично, да и меню как в хорошем ресторане где шведский стол. Оказывается, продукты возят из Найроби, а вода из опреснительной станции прямо здесь на берегу океана. Для столовой оборудовано что-то вроде открытой веранды или навеса. Так что обед прошел на свежем воздухе.
Часов в 17.00 местного вернулись в отель на ночевку, Продезинфицировали организмы медицинским спиртом, не удовольствия для, а только для борьбы с инфекцией, и благополучно улеглись в койки.
МОГАДИШО. ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Приехали сегодня в аэропорт больше из за того чтобы узнать насчет мест на самолет до Найроби. Техники продолжают обслуживать вертолеты, нам особо делать нечего. Прилетел Руслан (АН-124), привез четыре Ми-8. Когда он зарулил, подошли морпехи и стали с отвисшими челюстями. На Руслане открыли задние створки и подняли носовой обтекатель, решили вести разгрузку с двух сторон, чтобы побыстрее.
Сержант с которым я вчера разговаривал подошел ко мне и и с ошалелым видом спросил – Это не самый большой?
Запомнил все-таки наш разговор. Разъяснил ему, что самый большой у нас это Мрия (Ан-225), с шестью двигателями, и может возить космические челноки прямо сверху фюзеляжа.
Обалдевший сержант спросил – а можно посмотреть внутри? Пошли к экипажу, и свободный от разгрузки борт-инженер устроил экскурсию по этой громаде. Вместе с вертолетами привезли и экипажи, так что пришлось помогать экипажам Ми-8 размещаться на месте.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!