История автомобилестроения полна сюрпризов. Часто невинное, правда только на первый взгляд, изобретение или инновация могли поставить с ног на голову все дальнейшее развитие техники. Вот смотрите, сегодня мы совершенно не думая заводим автомобиль с брелока прямо из дома, или, усевшись в кресло в салоне машины, поворачиваем ключ или нажимаем кнопку включающую зажигание. Нам не приходит в голову, что каких-то 118 лет назад все было совсем по-другому. Все изменил талантливый изобретатель и инженер Роберт Бош. Впрочем, нужно вернуться даже не в начало XX века, а в самый конец XVIII. Почему? Сейчас расскажу.
В 1877 году фирма Siemens получила патент на электро-магнитное устройство. Позднее, это случилось уже в 1884, изобретатель четырехтактного двигателя Николаус Август Отто, даже стал его использовать в своих стационарных моторах. Но при чем тут Роберт Бош? Эта история еще интереснее. Тут мы опять вернемся в Германию и посетим мастерскую Готтлиба Даймлера, который пытается воспламенить бензиновую смесь при помощи калильной трубки. Метод жесткий, и самое главное, небезопасный. Нет, конечно, и Даймлер и Отто были первоклассными механиками и инженерами. И могли многое. Но вот решить пустяковую проблему им не удавалось. И тут на сцене появляется наш главный герой Роберт Бош.
У него небольшая мастерская и о превращении оной в международного промышленного гиганта он тогда не думает. Я больше скажу, фирма называется «Мастерская точной механики и электротехники» и только становится на ноги. Тем не менее, сам основатель не гнушается браться за не совсем профильные заказы. Поэтому Роберт Бош, занимающийся по лицензии производством магнето с 1887 года, не просто его делает. Но и пытается усовершенствовать. Проходит долгих десять лет и в 1897 он устанавливает компактную систему зажигания в мотоцикл Даймлера. Использовав здравую идею, Бош не просто усовершенствовал ее, а реально сделал автомобильный мир лучше и подтолкнул его развитие.
Магнето, разработанное Бошем, отличалось от предшествующего ему электро-магнитного устройства не только малыми размерами. Дело в том, что предыдущий патент работал на стационарных промышленных двигателях и они были низкого напряжения. Да и не нужно было на фабрике увеличивать обороты мотора, он и так со своей работой справлялся. А вот машина – другое дело. Ей для ускорения необходимо повышать обороты, и магнето нужно с непривычно высоким напряжением.
Но Роберт Бош не был бы инженером, если бы просто стал почивать на лаврах. Вот тут мы вплотную подошли к изобретению, сделавшему его мастерскую для начала большой фирмой, а потом и мировым концерном. В 1902 году он представляет на Парижском автосалоне еще одну систему, дополняющую магнето высокого напряжения. Не знаю, думал ли Роберт тогда о том, что, дополнив свое магнето свечей, он придумает компонент не только переживший магнето, но и ставший неотъемлемой частью любого современного двигателя — свечу зажигания. Конечно, то было не столь эффектно как раньше, бледная искра поначалу не вызвала интереса. Но эффект, произведенный Бошем, работает, и работает исправно вот уже 118 лет.
Маленькая и совершенно незаметная труженица за свою жизнь выносит нечеловеческие нагрузки. За весь срок эксплуатации через свечу зажигания проходит до 10 миллионов! (вы только вдумайтесь в эту цифру) бледных искорок, которые и воспламеняют топливо. И все это при температурах от 100 до 1000 градусов. На нее так же воздействует огромное давление, возникающее при небольшом взрыве горючей смеси.
С 1902 года компания Bosch разработала и внедрила более 20 тысяч типов свечей. Их существует более 1000 разновидностей. Они работают в разных моторах, начиная от микродвигателей для моделей и заканчивая самыми мощными высокофорсированными моторами для Formula 1.
Да что там говорить, только видов электродов существует сегодня более 30. Поэтому, наверное, задумавшись о замене свечей зажигания, я бы обратил внимание именно на продукцию этой немецкой фирмы, в каталоге которой есть свечи на любой вкус и любой мотор. Ну а потом немаловажным фактором является и то, что Bosch сейчас занимает первое место в глобальном рейтинге «Top 100 global OEM parts suppliers». А это дорогого стоит. Попасть в этот престижный рейтинг не просто, а подняться на первую строчку еще сложнее.