Найти в Дзене

Дистанционка возвращается в школы – но что изменилось?

Это началось со второй-третьей школьной недели - дети вдруг стали скучать по дистанционке - им не понравилась та школа, в которую они пришли
Это началось со второй-третьей школьной недели - дети вдруг стали скучать по дистанционке - им не понравилась та школа, в которую они пришли

Школы двух моих учеников из разных городов перешли на дистанционное обучение – Санкт Петербург и Самара. При чём, до этого оба ученика вздыхали, что скучают по дистанционки. Главным преимуществом они считали возможность выспаться. Главным недостатком – перегрузка домашними заданиями.

В нашем городке школы не перешли пока не дистанционку, но дети, как ни странно тоже скучают об этом формате. Недавно обсуждал этот вопрос в многодетной семье, где всего один планшет и один смартфон на троих детей. “Как же вы пережили дистанционку этой весной?” – спрашиваю маму ребятишек. “Очень хорошо пережили. Вместе делали задания. Даже оценки у детей стали лучше”. Тут немного поясню, что дистанционка этой весной в разных школах и городах была разной. В нашем городке, в школе, посещаемой этими ребятами, она фактически свелась к рассылке объемных домашних заданий и их сбору (заметьте, я даже не говорю – проверке!).

Постоянные читатели Обучающего Навигатора, наверное, помнят , что эксперимент с дистанционкой, мягко говоря, не вызвал у меня никаких позитивных эмоций. Хотя сам я практикую онлайн уроки уже не первый год, переводить нашу российскую школу на дистанционку, да, так резко – это очень нездоровая идея. Но разве что-то изменилось с весны?

Взрослые почему-то думают, что ребёнку должно хотеться в школу - в какое-то чужое помещение с толпой незнакомых людей и массой ограничений, требований. Почему интересно им должно хотеться покидать уютное гнездышко, особенно младшим школьникам?
Взрослые почему-то думают, что ребёнку должно хотеться в школу - в какое-то чужое помещение с толпой незнакомых людей и массой ограничений, требований. Почему интересно им должно хотеться покидать уютное гнездышко, особенно младшим школьникам?

Да, изменилось. Школы, родители, дети понемногу свыклись с форматом. Теперь это уже никого не шокирует. И, как видите, вернувшись в традиционную школу, дети вдруг начали ценить преимущества дистанционки, даже в том ущербном виде, в котором она реализовывалась.

Дима Зицер, директор питерской школы “Апельсин”, которого я часто упоминаю в статьях, вообще не считает эксперимент с дистанционкой провальным. “Если учитель гениальный в обычной школе, его уроки на удаленке, может, и стали менее гениальными, но они остались классными…

Стоп-стоп. Разве кто-то отменил все те минусы, прежде всего, касающиеся здоровья детей, все эти перегрузы по домашним заданиям, списывания, уход половины класса с уроков? Никто этого не отменял. Система школы осталась прежней, со всем своим букетом проблем. Полагаю, Дима Зицер тоже в курсе минусов длительного сидения детей в закрытом помещении перед монитором и значительного сокращения социальных контактов для ребёнка. Всё это остаётся в силе.

Приведу мнение ещё одного эксперта – на этот раз со стороны онлайн-платформ. Наталья Царевская, генеральный директор Ed2, акселератора онлайн-школ, в интервью РБК отметила, что главная проблема с переходом школы на дистанционку весной этого года была в “неумении (родителей) управлять своими родительскими ресурсами, которых обычно не хватает одновременно на работу и контроль за учебой детей”. Разве эта проблема решена сейчас? Едва ли кто-то из родителей успел за это время освоить тайм-менеджмент, поменять свои привычки. Это удел единиц, как показывает практика.

Мы уже писали, что одна из больнейших проблем раскрытых дистанционкой - неумение детей организовывать своё время, но (!) горькая правда в том, что учителя тоже не умеют этого делать. Что же тогда ждать от родителей?
Мы уже писали, что одна из больнейших проблем раскрытых дистанционкой - неумение детей организовывать своё время, но (!) горькая правда в том, что учителя тоже не умеют этого делать. Что же тогда ждать от родителей?

Зачем я привёл эти цитаты, эти два мнения? Есть проблемы, но есть и решения, непростые, конечно, решения, но кто-то их решает, а кто-то нет. Малоподвижное сидение перед монитором, нехватка витамина Д – это вопрос организации учёбы – её может решить отдельный учитель, школа, родители.

Появляются новые уникальные гибридные форматы обучения – например, простите банальное упоминание утомившей всех россиян Америки, но там в некоторых школах занятия проводят:

  1. на улице – в парках (штат Южная Каролина),
  2. в больших, хорошо проветриваемых залах муниципальных архитектурных сооружений.

Первый вариант – ясно, не для нашего климата, но второй вполне можно было бы устроить при содействии муниципалитетов.

В южных штатах США школы стали проводить занятия в парках. Администрации городов выделают школам специальные места для таких уроков.
В южных штатах США школы стали проводить занятия в парках. Администрации городов выделают школам специальные места для таких уроков.

Возможен и такой путь, которому следуют сейчас крупные компании в отношении офисных помещений (см. наш телеграмм-канал “Чётки новостей”). Да-да, они их сокращают. Они делают их 1) меньшей площади и 2) временными, т.е. обычно организация работает в онлайн формате, но время от времени совещания, переговоры проводятся на территории т.н. офисных хабов, центров, арендуется конференц-зал со всей инфраструктурой и вперёд.

Часть занятий можно было бы проводить время от времени в традиционном формате, в тех же школах, в залах, с большим пространством, что обеспечивало бы требования по социальному дистанцированию.
Часть занятий можно было бы проводить время от времени в традиционном формате, в тех же школах, в залах, с большим пространством, что обеспечивало бы требования по социальному дистанцированию.

Так можно было бы вывести часть занятий в традиционный формат, а часть онлайн. Зачем абсолютизировать ту или иную форму? Они могут существовать параллельно, компенсируя минусы друг друга. А Вы как думаете?