Статья любезно предоставлена Сергеем Апрелевым - директором Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовёт».
В ночь на 6 ноября 1910 года самый крупный на тот момент парусный корабль мира германский Preußen (Пруссия) вошел в Ла-Манш, направляясь из Гамбурга в Вальпараисо.
В его трюмах находился разнообразный груз — кокс, цемент, бумага, древесина, воск, электрические лампочки, грифельные доски и 100 немецких пианино.
Ближе к полуночи вахтенные обнаружили впереди по курсу огни какого-то судна. Это был британский пассажирский пароход “Брайтон”, направлявшийся в Дьепп. Капитан парохода тоже заметил парусник, но вместо того чтобы уступить ему дорогу (как этого требуют правила мореплавания), решил проскочить у него под носом...
Столкновения избежать не удалось: “Брайтон” подставил левый борт под форштевень “Пройссена”, но отделался довольно легко — повреждения оказались выше ватерлинии. Пароход вместе с находившимися на борту 90 пассажирами благополучно добрался до порта назначения. Что касается "Пруссии", то судно потеряло бушприт и фор-брам-стеньгу, были затоплены носовые отсеки.
Неуправляемый винджаммер начало дрейфовать к английскому берегу, его пытались взять на буксир, но этому помешал шторм. Попытка удержать судно на якорях также не удалась.
Наконец, "Пруссия" прочно обосновалась на камнях у меловых утесов Дувра, снять с которых не представлялось возможным. В спасении парусного гиганта приняли участие 12 буксиров—английских, бельгийских, голландских и немецких.
Увы, их усилия оказались тщетными: корпус прочно сидел на камнях, а волны наносили ему все новые повреждения. На третьи сутки положение "Пруссии" стало безнадежным, и капитан Хинрих Ниссен приказал покинуть корабль. Единственное, что сумели сделать подошедшие пароходы до того, как очередной шторм превратил судно в груду железа, так это спасти часть груза.
Гибель знаменитого парусника стала трагедией не только для его владельца - компании Лайеша - о “Пруссии” скорбела вся Германия.
И пока команда еще боролась за живучесть своего судна, на имя капитана пришла телеграмма от кайзера Вильгельма II: “Глубоко потрясен новостью о несчастье с великолепным пятимачтовиком “Пройссен”. Хочу выразить мое искреннее сочувствие владельцам судна. Хотелось бы получить подробное сообщение о результатах катастрофы и особенно — о судьбе бравого экипажа, что причиняет мне особое беспокойство”...
За восемь лет эксплуатации "Пруссия" зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, показывая чудеса скорости (до 17,5 узлов) на океанских маршрутах. Стоит выделить 5-й межконтинентальный рейс, в котором парусник водоизмещением 11 500 т установил очередной рекорд.
Огибая мыс Горн, пятимачтовый винджаммер за 4 - 6 ноября 1904 года преодолел 1008 миль за 3 дня! А его 11-е плавание, обернувшееся кругосветкой, стало поистине триумфальным. Путь вокруг земного шара занял всего 295 ходовых суток.
А ведь в это время входило и маневрирование в проливах и на подходах к портам, не говоря уже о преодолении штилевых зон в районе экватора... Совершить все это на лишенном вспомогательного двигателя судне было весьма непросто. Однако “Пройссен” доказал, что парус еще вполне может конкурировать с паровой машиной. Увы, коварный "Брайтон", а точнее его капитан, сказал свое "пароходное слово", поставив точку в судьбе уникального судна!
Читайте на канале:
Бриг РОССИЯ. Длинный путь от рыболовного траулера до Алых парусов.
Правда и вымысел фильма «Ледокол» + Фото со съёмок.
Нужен ли России свой морской пассажирский флот?