Найти в Дзене
Дежурный smmщик

Иранские девушки VS Instagram

Когда вы просматриваете аккаунт этой 17-летней иранки в Instagram, ее посты выглядят вполне типично: на снимках она позирует на закате в расшитом бисером голубом топе, бежевых брюках в стиле 90-х, а ее длинные вьющиеся волосы развеваются по ветру. Но проблема в том, что в Тегеране, где живет эта девушка, прогулка по улице без хиджаба — не говоря уже о топе — может привести к аресту. Хотя риски ее не останавливают: Instagram — это первое, что она открывает, когда просыпается.

В Instagram эта девушка часто позирует с открытыми плечами, красит веки ярко-зелеными тенями или наклеивает на лицо блестки.

«Мы одеваемся для Instagram; мы показываем лучшую сторону себя и своей жизни. Но то, какая я в Instagram, ближе к реальности, чем человек, которым я являюсь, когда хожу по улицам»

Беспокойство иранского режима по поводу платформы, которая ранее рассматривалась как не более чем просто соцсеть, растет, особенно после масштабных антиправительственных протестов в прошлом году. Санкции перешли с улиц в социальные сети, заставляя иранцев пересмотреть свое присутствие в интернете.

-2

Instagram — единственная крупная социальная медиаплатформа, доступная иранцам без VPN. После того, как Twitter и Facebook были запрещены в 2009 году, а Telegram — в 2018 году, приложение стало самым популярным в стране, с более чем 24 миллионами пользователей. Кстати, президент Ирана Хасан Роухани, пришедший к власти с обещаниями, которые включали послабления в области свободы интернета, идет в ногу со временем — у него миллион подписчиков в Instagram.

Официальный контроль над Instagram начал усиливаться в декабре 2018 года. Иранская киберполиция объявила о «беспрецедентной общественной» инициативе, для которой было набрано 42 тысяч добровольцев, чтобы шпионить за профилями иранцев в социальных сетях. В феврале 2019 года ряд иранских блогеров в Instagram удалили свои фотографии без хиджабов и изменили свои биографии — теперь там значится, что «этот аккаунт соблюдает законы Исламской Республики».

Несколько популярных иранских блогеров, таких как mahdis_food, food-блогер с более чем полумиллионом подписчиков, разместили публикации о преданности режиму в интернете:

«меня попросили присоединиться к проекту по дезинфекции киберпространства, и я с энтузиазмом приняла этот призыв».

К ноябрю того же года, когда власти арестовали 7000 протестующих и фактически закрыли интернет в стране более чем на 20 дней, напряженность достигла апогея.

Пользователи говорят, что власти возобновили свое внимание к Instagram после того, как в марте были изданы приказы о самоизоляции. «Именно тогда вступил в силу закон о хиджабе», — говорят девушки, имея в виду новый закон, принятый в мае, который обязал женщин носить хиджаб даже в социальных сетях.

Когда они не могли контролировать людей на улицах, потому что мы все были в карантине, они говорили: «давайте попробуем контролировать людей в интернете и их жизнь в Instagram. Даже если вы перепостите или поделитесь чем-то о протесте, вы можете попасть в неприятности, если полиция наткнется на вашу страницу

В июне Мохаммед Коми, председатель Исламской организации развития, выступил в новом парламенте с жесткой тирадой против платформы социальных сетей, заявив, что она является источником аморальности и трети киберпреступности страны. Но закрытие последней открытой социальной сети страны, популярной среди всех иранцев, может спровоцировать ответную реакцию, которой власти стремятся избежать. Для некоторых пользователей разговоры о запрете не являются поводом для беспокойства.

Даже если его запретят, никаких проблем. У нас есть VPN для Twitter, Facebook и всего остального. Мы просто будем использовать их для Instagram тоже

Но не все так уверены в светлом будущем платформы на территории страны. Возросшая угроза ареста заставляет задуматься иранских инстаграмщиков, которые когда-то рассматривали платформу как безопасное место для свободного размещения постов.

17-летняя начинающая скрипачка, которая создала свой аккаунт в Instagram, чтобы публиковать видео своей музыки, увидела, что ее друзья стали осторожнее относиться к своей онлайн-активности после санкций.

Одна из моих подруг поет [в Instagram], и она так волновалась, что сделала зашифрованное местоположение другой страны в подписи, чтобы они не подумали, что она иранка

(женщинам запрещено публично петь в Иране, если только они не выступают перед женской аудиторией)