Гостей хозяйки дома провожали в спальню. И никто не удивлялся. Там, возлежа поверх подушек и шёлковых одеял, красавица принимала посетителей. Все по моде того времени. Общество собиралось вокруг постели: посудачить о других, показать себя и полюбоваться гостеприимной хозяйкой. Тем более что взору открывалось многое.
Принимать гостей, не вставая с постели, придумала самая смелая женщина начала семнадцатого века – маркиза де Рамбуйе. Это была весёлая, деятельная и очень образованная особа, попасть к которой считали за честь. Маркиза жила в Париже и обожала устраивать светские посиделки, где собирались аристократы и толстосумы, живописцы и поэты. Великолепнейшие красавицы украшали гостиную мадам де Рамбуйе. И… её спальню.
Маркиза полностью перестроила свой немаленький дом и оборудовала в нём несколько гостиных. Самая известная – голубая – была предназначена для больших приёмов. Если мадам де Рамбуйе планировала собрать возле себя дюжину-другую гостей, она направляла их в свою гигантскую спальню. Там, среди ярких шелков, маркиза вела светскую беседу. Одевалась для таких целей она с лёгкой небрежностью, словно только-только проснулась. У маркизы было объяснение своему сумасбродству: она простыла и потому не решается покинуть опочивальню. Рамбуйе, действительно, всегда мёрзла, и даже в сильную жару в её доме зажигали камины.
Рамбуйе была первой, но не единственной. В XVIII веке «гости в спальне» стали рядовым явлением. Любила принимать гостей, не вставая с подушек, фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур. Постепенно французский обычай распространился и на другие страны. Вот, например, свидетельство о той эпохе из России: «Дивовы продолжали придерживаться французских модных привычек…и принимали посетителей…лежа в кровати…в высоких чепцах».
В XIX веке беседовала с гостями из алькова и Елизавета Марковна Оленина (урождённая княжна Полторацкая и тётушка Анны Керн): "Лежа на широком диване, окружённая посетителями, умела она улыбаться гостям. Искусно сочетались приятности европейской жизни с простотой русской старины", - писал об этом мемуарист Филипп Вигель.
Свою прежде «невидимую» жизнь знатные особы теперь специально выставляли напоказ. Стало модно назначать визиты на тот час, когда хозяин (или хозяйка дома) еще только одевается. В середине XVIII века многие знатные женщины позволяли гостям увидеть, как кому-то шнуруют корсет, или натягивают чулки. А на полотне 1743 года кисти Уильяма Хогарта «Будуар графини» видно, что утром, при сборах аристократки, присутствует десяток человек, включая флейтиста и посыльного из магазина. Все напоказ!
Сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Англии, пошёл еще дальше: известно, что он любил вести беседы, находясь…в ванне. И это в двадцатом веке. Принимала посетителей, не отвлекаясь от мытья, и французская императрица Жозефина. А королева Анна Стюарт устраивала из утреннего умывания и одевания целое представление: на нём присутствовало до трех десятков человек, и у каждого была своя обязанность. Во время такой неспешной утренней процедуры было легко договориться о чём-то с королевой, выпросить милостей. Поэтому придворные соперничали друг с другом за право присутствовать на подобных "мероприятиях".
Впрочем, одеваться среди посторонних - известная королевская привилегия. Мария-Антуанетта неоднократно мёрзла в своих обширных покоях, ожидая, пока ей подадут рубашку. Передать одежду королеве Франции могла только дама определённого ранга, и если она задержалась, то государыне приходилось ждать, дрожа от холода! И ничего не сделаешь - этикет...
Одной из самых известных дам, принимавших гостей полуодетой, была мадам де Рекамье. Мода того времени вообще отличалась легкомыслием, а светская львица еще и возлежала на кушетке. Иногда она оборачивалсь в яркую шаль, подчёркивающую белизну невесомого наряда. Гости собирались толпами, ведь Жюли была настоящей властительницей дум, известной далеко за пределами Парижа! Наполеон несколько раз закрывал ее "салон", но Рекамье возрождала его снова.
Кстати, та самая кушетка, так полюбившаяся прекрасной даме, вскоре получила от неё имя. Теперь этот тип мебели называется "Рекамье". За образец Жюли взяла греческий диванчик с полукруглым изголовьем.
Но иногда стремление сделать частное более открытым выходило боком. Известна история английской принцессы Каролины Брауншвейгской, которая очень плохо себя чувствовала после рождения ребёнка. Она не выходила из своих покоев несколько дней, нарушив привычный распорядок приёма просителей. И герцогиня Манчестерская, прежде бывавшая у принцессы по утрам, устроила настоящую потасовку возле покоев молодой женщины. Она требовала, чтобы её впустили! Ведь обычно она имела право на это! Удивительно, но принцессе пришлось…уступить. Она приняла герцогиню, лёжа в постели, хотя по-прежнему была очень слаба.
Но со второй половины XIX века открытость опочивален стала сходить на нет. И короли, и герцоги, начали больше ценить личное пространство. Делать свой туалет достоянием общественности стало дурным тоном (хотя бывали исключения, как мы видим). Так что гости в спальню уже не приходили. Они оставались на пороге гостиной, уважая право хозяев на частную жизнь.
#наука #франция #великобритания #интересные факты #семейные отношения
Лайки и перепосты в социальных сетях помогают развитию канала!
Подписывайтесь на канал Ника Марш!