Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

О ДВУХ ДЖАЗОВЫХ МУЗЫКАНТАХ, И О ДЖАЗЕ КАК МИРОВОЗЗРЕНИИ


.

.

Что такое джаз, что этот жанр музыки выражает, вопрос сложный, если к нему отнестись культуроведчески и философски.В этом жанре переплелись мотивы остро социальные, и архаичные. Но я бы сказал, что джаз пытался обрести ту сакральность которую уже утратила, или утрачивала музыка классическая. Это меньше отнесешь к джазу тридцатых годов, однако это отнесешь к джазу пятидесятых, шестидесятых. Это сакральность африканская, хотя не только американизированная, но и европеизированная, особенно, если говорить о польском джазе, и связанной с ним музыкальной революцией. Впрочем, в отличие от американского более чистого джаза , польский джаз очень уходил в психоделию. Однако, после шестидесятых - джаз уже утратил поиски своей сакральности , стал намного скучнее,чем был, даже не смотря на свои новые направления и формы. Джаз и классика очень разные , и старые жанры музыки. Как нельзя осовременивать классику, точно так же нельзя осовременивать и джаз.И все таки, я бы сказал, что джаз понимается через классику, хотя классика не понимается через джаз. Кстати, я и сам начал понимать джаз достаточно поздно, и во многом лишь благодаря своему одиночеству.

Рэд Гарлэнд (1923-1984)
Рэд Гарлэнд (1923-1984)

НЕМНОГО О ДЖАЗОВОМ, И УЖЕ СТАРОМ ПИАНИНО

.

.

Рэд Гарлэнд очень хороший пианист, и джазовый импровизатор (1923 - 1984) . Впрочем, все они, (чернокожие пианисты прошлого) хороши , что Дюк Эллингтон, что мусульманин Ахмад Джамал, который играет и сейчас, в свои девяносто лет, что Оскар Питерсон, не знаешь, даже кто лучший... Нравится их чувственная медитативность , любовная страсть, ставшая отрешением, равновесием, или, самым далеким, лунным спокойствием. Хотя, это свойственно более всего, Рэду Гарлэнду, поначалу игравшему в оркестре Майлза Дэвиса. Нравится очень мягкий глубокий тембр его фортепьяно. Композиция, которая ниже, называется "Совсем одинок". Сейчас понял, что может быть, нужно быть черным внешне, что бы родить при полном одиночестве, такой свет изнутри, или, немножко вообразить себя негром, что бы душа стала белой, чистой, светлой и снежной, и при этом, согревающей мир, как согревает мир снег. Впрочем, у Рэда Гарлэнда все композиции хороши, даже при их некоторой гармонической монотонности или ритмическом однообразии - которое , чарует, а не надоедает. Я бы сказал, что Рэд Гарлэнд импровизирует - один и тот же свой музыкальный монолог.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПИАНИСТЕ АХМАДЕ ДЖАМАЛЕ

.

.

Ахмад Джамал - одна из легенд прошлого , одна из легенд джаза, и один из лучших джазовых пианистов, выступающий и сейчас. Родился Ахмад Джамал в 1930 году, настоящее имя музыканта при рождении было Фредерик Рассел Джонс. А в двадцать один год принял Ислам, став Ахмадом Джамалом. И хотя, в Исламе , в отличие от христианства, отношение к музыке является весьма спорным и противоречивым , (вопросом дискуссий) но запрета заниматься музыкой в Исламе нет. В отличие от более лирично или блюзово- медитативного Рэда Гарланда, с его светлой поэтической аурой, игру Джамала можно назвать в суфийском смысле экспрессивной, более экстатичной, активно и динамично импровизированной, хотя и в то же время изысканной, если не филигранной. Именно суфизм в джазе. Популярность большой джазовый пианист приобрел в конце пятидесятых, не смотря на то, что выступал он не очень долго, посвятив свою дальнейшую жизнь музыкальной педагогике. Впрочем, изредка он и сейчас выступает на сцене, пользуясь большим спросом у поклонников джаза.

Ахмад Джамал (2 июля, 1930 г)
Ахмад Джамал (2 июля, 1930 г)

*

P. S.

Как хорошо заметил Сергей Довлатов, Джаз — это мы сами в лучшие наши часы.