Найти тему
Справочник кинопижона

Продолжения, оказавшиеся лучше оригиналов. Непопулярная версия

Оглавление

Может ли сиквел быть лучше оригинального фильма? Если проанализировать списки сиквелов, превзошедших оригинал, сделав поправку на субъективность понятий "хуже" и "лучше", можно увидеть одну характерную почти для всех подобных продолжений закономерность. Продолжение может быть лучше или считаться лучше оригинала в единственном случае: когда сиквел не пытается копировать предшественника, а идет в ином от него направлении, рассказывая другую историю. Это можно сказать, как о продолжениях, которые не покидают топов, например, о "Терминаторе 2" или "Крестном отце 2", так и о менее очевидных фильмах, о которых составители списков часто забывают.

Ниже пять примеров не самых популярных продолжений, каждое из которых пошло другой дорогой, чем оригинал, и попало в точку.

Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein), 1935, режиссер - Джеймс Уэйл

Фильм, который довольно часто встречается в списках лучших продолжений, но который мало кто смотрел. Оригинальный "Франкенштейн" 1931-го года вместе с вышедшей в том же году адаптацией "Дракулы" заложил основу под киновселенной хорроров студии Universal. Однако, несмотря на свое культурное и историческое значение оригинальный "Франкенштейн" был скован по рукам и ногам текстом романа Мэри Шелли. В сиквеле руки у сценаристов оказались развязаны, что привело к созданию одного из первых постмодернистских фильмов ужасов в истории. В самом начале Байрон, Мэри Шелли и компания в готическом замке решают пофантазировать, а что было с героями "Франкенштейна" дальше? Жест сколь наглый, столь и изящный, после которого ограничивать фантазию сценаристов не было никакой необходимости.

Выстрел в темноте (A Shot in the Dark), 1964, режиссер - Блейк Эдвардс

-2

Продолжение приключений недотепистого детектива Клузо, начатое годом ранее в гораздо более известной "Розовой пантере". Оригинал популярней, но его сюжет слишком привязан к поискам похищенного бриллианта. Продолжение берет линию фарсового детектива и доводит её до логического завершения. "Выстрел в темноте" получился глупее и отвязней, но вместе с тем смешнее оригинала, а что еще нужно для комедии?

Горячие головы 2 (Hot Shots! Part Deux), 1993, режиссер - Джим Абрахамс

-3

К слову о комедиях. Если первые "Горячие головы" пародировали "Лучшего стрелка" с Томом Крузом, что серьезно ограничивало объект шуток. Да, в фильме присутствовали гэги, отсылающие к "Рокки" и "Супермену", но они плохо вписывались в фильм. Во второй части авторы полностью изменили подход, выбрав в качестве объекта для стеба все восьмидесятнические боевики разом. В первую очередь, конечно трилогию (на тот момент) "Рэмбо" (в фильме есть даже Ричард Кренна), но одной рэмбианой сценаристы не ограничились - досталось практически всем экшн-хитам Голливуда 80-х - самого начала 90-х. Любопытно, но это решение пошло фильму на пользу, и он выглядит не вторичной по отношению к "Лучшему стрелку" поделкой как оригинал, а на 100% оригинальным проектом, хоть и пародирующим все подряд.

Выборы 2 (Hak se wui: Yi woo wai kwai), 2006, режиссер - Джонни То

-4

Когда речь идет о продолжениях и гангстерском кино, в 99% случаев вспоминают "Крестного отца 2". Однако, "Выборы 2" показательней. Если первый фильм был достаточно лаконичной и сфокусированной историей о традиции демократических выборов в гонконгских триадах, то в продолжении Джонни То этой темой не ограничился, а нарисовал широкую картину криминальной и не только жизни Гонконга. По широте затрагиваемых проблем "Выборы 2" напоминают сезон сериала "Прослушка", но утрамбованный в полтора часа экранного времени.

Рейд 2 (Serbuan Maut 2: Berandal), 2011, режиссер - Гарет Эванс

-5

Первый "Рейд", если убрать из него экшн-сцены, был предельно простецким боевикоv. Это была одновременно история выживания и история "мужчин на задании". Весь сюжет сводился к тому, что героям надо добраться до финального босса, пробившись через его многочисленных боевиков и оставшись в живых до финала. Второй фильм оказался настоящим криминальным триллером, позаимствовавшим сюжетные ходы из гонконгской классики, от "Двойной рокировки" до упомянутых выше "Выборов". Фильм неплохо бы смотрелся, даже если бы в нем не было экшна. Боев во втором "Рейде" действительно стало меньше, чем в первом, но их хореография и изобретательность вышли на новый уровень. Тот случай, когда сиквел превзошел оригинал во всех смыслах, потеряв чуть-чуть только в динамике.