Чип-Тюнинг — это изменение калибровок (параметров) ЭБУ обычно двигателя.
ЭБУ- это сокращенно Электронный Блок Управления.
В современном автомобиле не один блок управления ,а несколько и они выполняют разные задачи, ЭБУ двигателя управляет только двигателем, то есть системой зажигания (подачей искры, созданием воспламенения) и топливоподачей в цилиндры двигателя.
Фото самого примитивного ЭБУ ВАЗ:
Так же есть блоки управления омывателем фар, АКПП (автоматическая коробка переключения передач) и т.д.
Под Чип-Тюнингом двигателя чаще всего все представляют увеличение динамики, либо сниженный расход топлива, в сравнении с заводскими настройками, а так же возможен способ совместить приятное с полезным: Получить добавку по динамике и при этом получить сниженный расход топлива — такой вид работ я называю оптимизированная прошивка.
Как это возможно? сказок ведь не бывает? И расход падает и динамика растет?
Сейчас объясню: В первую очередь убираются «блоки», не дающие машине разгоняться, контролирующие ее. убрав их мы получаем первые шаги к экономии улучшению динамики.
Зачем же производитель намеренно так сделал? Производитель дурак??
Нет, конечно нет, производителя заставляют запрещают понижать нормы таксичности. Он бы рад сделать все по высшему разряду, но руки у него связаны. (относится только к программе для двигателя, а не к другим ошибкам на заводе, которые могут допустить автопроизводители)
Почему же в итоге машина увеличиваем свою максимальную мощность все же и уменьшает расход? не укладывается в голове?
Тогда расскажу то что многие уже знают:
Автомобиль на заводе настаивают на минимальный расход топлива ( по тем регламентам которые им даются свыше, ничего от себя они добавить не могут)
Настраивают авто они из расчета на то,что человек будет ездить не более 50-60 км/ч в городе и не более 80-90 км/ч по трассе и при этом очень медленно и плавно разгоняется. При этих условиях, начиная разгон резко у машины теряется всякое желание ускоряться, так как на заводе ей таких установок не давали. Аналогично устроено и при разгонах с кондиционером, это большая нагрузка, а производитель чаще всего еще и дает на этих режимах меньше топлива и большую задержку перехода к мощностным режимам. Чтобы снизить подскочивший расход из за кондиционера, чтобы обеспечить вам минимальный расход…
А на практике машину будто кто то «держит» и не дает разогнаться, для автомобилях не относящихся к мощным или спортивным это настоящее испытание обогнать кого то со включенным кондиционером, на трассе иногда это даже заканчивается плачевным исходом для лихачей… не успев из за потери мощности закончить обгон, не убедившись что им это под силу, попадают в страшные аварии — катастрофы. А так же возрастает расход, так как мы давим на педаль чтобы разогнаться сильнее чем обычно.
Теперь расскажу подробнее о магии: Добавляем топливо — машина быстрее ускоряется — расход снижается (Очень условно написал, не просто бабахнем и обогатим всю прошивку топливом)
Такое происходит часто когда человек любит агрессивный вид вождения либо он спортсмен (гонщик).
Что происходит?
Все очень просто, машине легче разгоняться и из за этого машина меньшее время находится в нагрузке и раньше достигает той скорости допустим или того эффекта который хотел получить данный водитель.
Теперь расскажу о катализаторе(нейтрализаторе): он устанавливается на все современные автомобили и даже устанавливался на старые карбюраторные иномарки, так как для нашей страны нормы тактичности, относительно других стран явление недавнее.
Он нужен для обезвреживания токсичного выхлопа авто, в нем догорают выхлопные газы и частички топлива.
На работу авто это влияет так: это большая чаще всего керамическая «губка» (катализатор), которая задерживает выход выхлопных газов создает сопротивление, а если прям совсем по научному противодавление, а прошивка строится так чтобы поддерживать его (катализатор) в постоянном рабочем состоянии, то есть вкидывать топливо на тех режимах когда он может перегреваться. ( чем беднее смесь тем жарче выхлоп). Так же лямбда зонд после катализатора контролирует смесь топлива с воздухом что ограничивает в некоторых случаях быстрое ускорение автомобиля. Не только в силу того что мешает прохождению выхлопа, но и в силу электронных ограничений.
Теперь расскажу о Лямбда -зондах: это устройства контролирующие подачу бензина и топлива, но с разными функциями!
Лямбда -зонд №1, стоящий до катализатора, отвечает за обучение и контроль топливоподачи.
Что значит обучение? Сейчас расскажу, все современные автомобили обучаются, обучаются топливоподаче,углу зажигания, холостому ходу и другим параметрам которые указаны в прошивке и если мы изменяем калибровки автомобиль учится заново. Учится не только по 1 лямбда зонду, но и о другим датчикам, по 1 лямбда зонду автомобиль обучается лишь топливоподаче. (детали писать не буду в этой статье, чтобы не перегружать)
Лямбда зонд №2 отвечает лишь за контроль смеси топлива после катализатора. Он контролирует состояние катализатора, сравнивая результат измерений 1 лямбда зонда со своими.
Если остались вопросы пишите под статьей, всем рад=)