Найти тему

"Земля Санникова", или Начали за здравие, а кончили за упокой

«Земле Санникова» не повезло. И когда Марк Захаров взялся писать сценарий, не читая книгу Обручева (Марк Анатольевич, вы - гений, но такой поступок называется «халтура»), и когда в качестве режиссеров утвердили Попова (это был его первый полнометражный фильм) и Мкртчяна (который работал на радио и снимал в основном малометражки), а маститые актеры в штыки встретили неизвестных и неопытных коллег. Да и технические возможности 1970-х не позволяли особо развернуться. Сейчас бы мамонты, носороги и пещерные медведи (пусть даже нарисованные компьютерной графикой) смотрелись бы на ура, а тогда куклы и макеты выглядели бы не слишком убедительно в кадре и весь этот антураж убрали. Но даже того, что осталось хватило бы на то, чтобы сделать отличный фильм. Если бы…

Итак, начало XXвека. Ссыльный ученый Александр Ильин одержим идеей найти землю Санникова. Апеллируя к тому, что там могут быть залежи золота, он уговаривает промышленника Перфильева профинансировать экспедицию. Кстати, эту самую землю действительно искали долгие годы и в результате пришли к выводу, что это был остров, стоящий на льдах. Льды растаяли, остров пропал.

Александр Ильин (В. Дворжецкий) и Т.С. Перфильев (Н. Гриценко).
Александр Ильин (В. Дворжецкий) и Т.С. Перфильев (Н. Гриценко).

Вместе с ним на север отправляются самые разные люди: певец-авантюрист Евгений Крестовский, беглый каторжник и бывший врач Владимир Губин, а также слуга Перфильева Игнатий. Типажи в фильме подобраны изумительно точно, роли сыграны гениально. Нравилось или не нравилось актерам играть в этой ленте (спойлер: не нравилось, причем настолько, что они потребовали сменить режиссеров), но они честно отработали свои деньги и выложились на 100 процентов. На экране – люди, наши предки. Живые, со своими достоинствами и недостатками.

Ильин и Крестовский (О. Даль).
Ильин и Крестовский (О. Даль).

Перфильев, жадный, жестокий, но хваткий и умный. Ильин, благородный и храбрый исследователь, не кабинетный ученый, но – искатель. Крестовский, сложная натура, способный и на истерику и на безумные эскапады, и на подвиг. Губин, борец с царским режимом, поставивший интересы онкилонов выше собственных. Игнатий, трусливый и недалекий, но добрый и простой… В общем, актерские работы здесь вполне на уровне. И пока на экране показывают жизнь небольшого русского городка где-то на краю света, все в порядке. Пусть здесь люди нередко пьют или чудят со скуки, пусть здесь до ближайшего крупного города 500 верст бездорожья, все равно эти сцены сняты тепло и достоверно. Это мы вместе с героями проходим по узким улочкам города, мы сидим в единственном приличном ресторане, мы гуляем по берегу залива.

-4

Но потом начинаются проблемы. Все мы знаем (в теории, конечно) как сложно передвигаться в Арктике пешком, сколько нужно груза нести с собой, как выглядят меховые одежды (кухлянка и пр.) местных племен, которые использовались в этом климате век назад. Что мы видим на экране? 2 рюкзака на 4 человек, 1 ружье, хлипкие курточки или полушубки и штанишки, постоянно распахнутые воротники, откинутые капюшоны и голые кисти рук. Выглядит это настолько нелепо и жалко, что мне все время хотелось натянуть актерам капюшоны на голову, застегнуть шубейки на все пуговицы и подарить рукавицы. А также накормить их и напоить, потому как, бедные, они явно не ели месяца с полтора. Понятно, это все же не рассказ о реальной экспедиции, а приключенческий фильм. Но хоть какие-то достоверные детали должны быть, иначе зритель перестает верить.

-5

Дальше – хуже. Герои добредают до искомой земли и встречают населяющий ее народ, онкилонов. Вы когда-нибудь видели представителей монголоидной расы с белокурыми волосами? Да, я тоже видела. Нынче химическая промышленность работает отлично и проблем с красками для волос нет. Но 100 лет назад? А вот тогда чукчи, индейцы, эскимосы и пр. ходили в первозданном виде. Брюнетами. Я, безусловно, понимаю, что «Земля Санникова» - это приключенческий фильм с фантастическими элементами. Но, ей богу, лучше бы вы мамонтов показали, чем монголоидов-блондинов. В мамонтов я верю больше. Кстати, у Обручева описание онкилонов четко говорит о принадлежности их к монголоидной расе: "Черные гладкие волосы были скручены на темени в узел, в который были воткнуты одно, два или три орлиных пера. Тело было мускулистое, смуглое, лица с мало выдающимися скулами, черными глазами и прямыми носами... У онкилонов растительности на лице почти не было, только у стариков вырастали жиденькие усы и тощая бородка. Горохов как якут в этом отношении был похож на онкилонов и имел такую же смуглую кожу, так что он онкилонок не привлекал."

-6

По слухам в онкилоны набрали танцоров с монголоидными чертами лица из всех балетных трупп СССР. Признаю: с танцами у них проблем нет. Есть с актерской игрой. Ну, не учили их этому, не по этой части танцоры кордебалета. А сказать, что надо делать, как я понимаю, режиссеры не могли, опыта не хватало. Вот и получилось, что русские герои живые и яркие, а «туземцы» картон картоном. Да еще в шаманы позвали Эсамбаева. При всем моем уважении к Махмуду Алисултановичу, он европеоид. Гримируй, не гримируй, черты лица останутся те же. Вопрос: каким образом он оказался на земле Санникова? На самолете доставили? С воздушного шара спрыгнул?

Шаман (М.А. Эсамбаев).
Шаман (М.А. Эсамбаев).

Кроме того, тут есть еще проблема с диалогами. Как могли говорить и действовать люди императорской России начала XX века сценаристы, как видно, все же себе представляли. Книжек о том периоде издано много. Но менталитет «дикарей» был для них тайной за семью печатями. Еще и поэтому сцены с онкилонами топорные донельзя. Я уж не буду спрашивать где члены этого племени так хорошо выучили русский, что большинство их говорит без акцента. В книге Обручева был переводчик-якут, а тут…

В.И. Губин (Ю. Назаров) и онкилоны.
В.И. Губин (Ю. Назаров) и онкилоны.

В фильме звучат изумительные песни Зацепина на стихи Дербенева («Все было» и «Есть только миг»). Спел их Олег Анофриев гениально, они недаром стали хитами. По сути именно музыка и песни эту ленту вытянули. Без них фильм был бы сильно хуже, это признают все. Именно актерская игра и песни привели к тому, что фильм все же смотреть можно. Да, местами нелепо, да, недостоверно, да, снято криво. Не шедевр. Но и не ужас-ужас-ужас. Просто ужас.

Игнатий (Г. Вицин), Аннуир (Е. Самбуева) и Ильин.
Игнатий (Г. Вицин), Аннуир (Е. Самбуева) и Ильин.

В общем, начало фильма хорошо. Середина – так себе. Конец – лучше бы я этого не видела. Может, кто-то возьмется за дело и переснимет эту историю? Уж мамонтов-носорогов в наше время сделать – раз плюнуть. А сюжет хороший.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru, остальные картинки – скриншоты.