Найти тему
Владимир Кири

Предлагаю россиянам познакомиться с театром теней Индонезии - ваянг кулит

Привет, друзья! Спасибо, что заглянули на мой канал!

Сегодня я расскажу Вам предисторию о том, как происходят индонезийские театральные представления - ваянг, а конкретнее ваянг кулит из театра теней.

На мероприятии в Посольстве Индонезии в Москве. Фото автора.
На мероприятии в Посольстве Индонезии в Москве. Фото автора.

Я готовил для Вас интересные видео, чтобы Вы могли сами все увидеть, но почему-то яндекс.дзен блокирует мои видео, поэтому сюда я видео больше загружать не буду, а посмотреть можно будет по ссылкам на моем ютуб канале.

Российская Неделя Искусств.

В Посольстве Индонезии в Москве также прошло представления театра теней - ваянг кулит, конечно, в адаптированной версии. Зачастую, в Индонезии театральные представления длятся всю ночь напролет, все происходит на площадке под открытым небом, для людей накрыта национальная еда, например, батат "уби" (ubi)- сладкий картофель, все сопровождается яванской музыкой оркестра гамелан.

Пробуем национальную еду Индонезии перед представлением театра теней. Фото автора.
Пробуем национальную еду Индонезии перед представлением театра теней. Фото автора.

Конечно, русская аудитория практически не знакома с театром теней, историями, которые играют, а также с самими персонажами. По своему опыту знаю, что люди интерпретируют образы персонажей, как злых и связанных с потусторонним миром. На самом деле, это все научно объяснимо: на внешний вид ваянг кулит повлиял ислам, который проник в Индонезию в 14-15 вв. По религии запрещено изображать людей в театре.

Многие, кто жил в Индонезии (даже по много лет), не всегда проникались искусством ваянг, а все потому, что не понимали.

Открытие можно посмотреть здесь:

Куклы ваянг кулит, они же персонажи театра теней, сделаны из настоящей кожи животного, зачастую из буйвола или коровы, а трость, с помощью которой управляют куклой - делают из рогов буйвола. В холодных погодных условиях такие куклы требуют особенные условия хранения, иначе, например, рог может загибаться.

Сценарий пьесы "Джоко Кембанг Кунинг" древнейшего театра Индонезии - ваянг бебер.

Само название "ваянг кулит" с индонезийского переводится как "тень" и "кожа", что в принципе и отражает суть театрального представления. Также ваянг кулит относится к яванской культуре, потому что известно, что в Индонезии есть много разных видов театра - театр объемных кукол (ваянг голек) или театр, где роли исполняют люди (ваянг оранг) и т.д.

Персонажи театра Раксаса и Арджуна. Ресурс: http://wayangkulitpurwo.blogspot.com/2012/07/simki.html
Персонажи театра Раксаса и Арджуна. Ресурс: http://wayangkulitpurwo.blogspot.com/2012/07/simki.html

В теневом театре есть несколько основных персонажей. Например, великан-людоед Раксаса. Обычно лицо великана имеет отличительный вид: большие выпуклые глаза, огромные клыки, большой круглый нос, выражение лица - злая гримаса.

Сюжеты древнейшего театра Индонезии - ваянг бебер.

Одним из главных положительных героев - есть Арджуна - храбрый и отважный воин, также мифический предок яванских правителей, символ доблести и красоты.

Персонаж Сриканди. Ресурс: https://library.lontar.org/files/disk1/118/jkpklontar-ldl-5866-1-lf-srika-0.jpg
Персонаж Сриканди. Ресурс: https://library.lontar.org/files/disk1/118/jkpklontar-ldl-5866-1-lf-srika-0.jpg

У Арджуны есть две жены, одна из них тоже главный персонаж театральных сцен - это Сриканди. Она - женщина-воительница, символ отваги, искусница стрелять из лука.

Ваянг бебер: Древнейший театр Индонезии. Есть что порассматривать.

Голос у каждого героя соответствует характеру персонажа. Голос задается далангом, то есть кукловодом, которые и озвучивает, и направляет, и задает тон всему представлению.

Коронавирус и ваянг бебер - древнейший театр Индонезии.

Основные истории, в особенности в классических представлениях театра теней, это сюжеты взятые из индийского эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". В качестве других сюжетов для представлений могут брать исторические сюжеты, например, истории о принце Панджи. А также даланг или кукловод может сам адаптировать и развивать сюжеты классических эпосов.

Смотрите мастер класс из Посольство Индонезии в Москве:

Безусловно, что сегодня можно брать абсолютно разнообразные истории и создавать из них сюжеты для театральных представлений. Стоит также адаптировать сюжет под аудитории, особенно, если речь идет об иностранных зрителях.

Яванский оркестр гамелан - это еще одна неотъемлемая часть театрального представление, под яванское музыкальное сопровождение которого происходит само событие.

Театр Индонезии ваянг - ценнейшее наследие человечества.

Таким образом, основные элементы театрального представления плоских кукол из кожи ваянг кулит есть:

1. Даланг или кукловод, который рассказывает сюжет и задает тон представлению.

2. Персонажи ваянг кулит.

Мое знакомство с театром Индонезии.

3. Оркестр гамелан - музыка помогает далангу "погружать" зрителей в атмосферу происходящих событий.

Смотрите вступительное видео про гамелан: