Сегодня мы поговорим о гербе Волыни - одной из самых древних восточнославянских земель, полностью охватывающая территории Волынской и Ровенской и частично – Тернопольской и Хмельницкой областей Украины.
Первый герб Волынь получила, когда находилась в составе Великого княжества Литовского. Он был очень простой - белый крест на красном щите. Вот как его изобразили в книге Бартоша Папроцкого "Гняздо цноты..." (1578 г.)
И все бы хорошо, но полякам не давала покоя мысль, что слишком много у литовцев русских земель, а самих литовцев при этом – слишком мало. Иметь в качестве равноправного партнера в унии фактически русское государство – это последнее, что хотелось полякам. Поэтому, когда во время столкновения с Россией в ходе Ливонской войны Великое княжество Литовское потеряло Полоцк и оказалось на грани краха, поляки в 1569 году продавили заключение Люблинской унии – объединение Польши и Литвы в единое государство под названием «Речь Посполитая».
Поскольку страны были в разных весовых категориях, фактически это означало поглощение Литвы Польшей. Но чтобы наверняка, по условиям унии Великое княжество Литовское передавало в состав Польского королевства все земли, населенные будущими украинцами — Подляшье, Волынь, Подолье и Среднее Поднепровье - оставляя себе только будущую Белоруссию.
Так литовская Волынь стала Волынским воеводством в составе Польши.
А в честь ознаменования этого события поляки подправили волынский герб, воткнув в центр креста щиток с польским орлом – чтобы каждый видел, чьи теперь в лесу шишки.
И все бы хорошо, но поляки принялись закручивать гайки.
Проблема была в том, что западные и восточные русские продолжали ощущать себя единым народом и никогда не прерывали тесных связей. Можно, например, вспомнить князя Дмитрия Михайловича Боброка Волынского, который в 1360-х годах перебрался с Волыни в Москву на службу к тамошнему великому князю, где стал одним из лучших полководцев Дмитрия Донского и героем Куликовской битвы.
Более того - в «литовский» период своей истории и в первые годы после унии Волынь была одним из главных центров русской культуры. Достаточно вспомнить, что первое русское высшее учебное заведение - Острожская славяно-греко-латинская школа, основанная литовским рюриковичем Константином Константиновичем Острожским, - открылось именно на Волыни.
А в тамошней типографии знаменитый русский первопечатник Иван Федоров, переселившийся из Москвы в Литву, напечатал немыслимым тиражом в 1500 экземпляров «Острожскую Библию» - первое полное издание священной книги на русском языке.
Однако уже сын покровителя православия принял католичество и никакой поддержки начинаниям отца не оказывал. Академия после открытия в Остроге иезуитской коллегии пришла в упадок, и в 1636 году прекратила своё существование. Католическими или униатскими стали и другие культурные центры Волыни, в том числе и знаменитые Почаевская лавра и Дерманский монастырь.
А потом… Потом случилась первая "Русская весна" в нашей истории - русско-польская война 1654—1667 годов, когда оправившаяся от Смуты Россия за два года заняла в охваченных Потопом Польше и Литве практически все русские города, население которых, озверевшее от польского «миссионерства», само открывало ворота единоверцам.
Именно тогда в титуле гордого исполнением вековечной мечты Алексея Романова появилось слово «Волынский», а в созданном для него «Титулярнике» - герб этой древней русской земли.
Вот как он выглядел в русской версии.
Польского орла, разумеется, убрали.
Но уже через несколько лет Русское царство вынуждено было отказаться и от Волыни, и от всех русских земель на правом берегу Днепра за исключением Киева.
И польский орел вернулся на волынский герб.
Годы шли, и на месте бывших королевств и царств начали возникать империи. А припозднившимся и не успевшим пришлось вливаться в их состав. Так произошло и с Речью Посполитой, чью территорию разделили на троих, причем Галиция, Буковина и Закарпатье достались Австро-Венгрии, а Подолия и Волынь - России.
При Павле Первом слово «Волынский» вернулось в титул российских императоров, чтобы больше не исчезать.
Польского орла с волынского герба убрали, российского (куда большего размера) добавили, а крест перекрасили. Вот каким было описание герба Волынского наместничества и города Новоград-Волынского, утвержденного 22 января 1796 года: «В золотом поле четвероконечный красный крест. Сей герб употребляем был еще в древности, во время владения Великих Российских Князей Волыниею; и оной оставляется без перемены, а для означения присоединения и подданства сего края к Российской империи изображается государственный ея герб, то есть, двуглавый орел, на груди же его положен показанный города Новгорода-Волынска герб».
Потом правда, когда Волынское наместничество стало Волынской губернией Российской империи, одумались и вернули Волыни исторический герб. Уже безо всяких орлов.
Но, как выяснилось, империи тоже не вечны, а орлы иногда возвращаются.
Двадцатый век выдался для Волыни, как и для всего этого региона, страшным и трагическим. Сначала по ее территории прокатились Первая Мировая, потом империи рухнули и началась драка на развалинах: польско-украинская война, советско-польская война...
По Рижскому договору Волынь отошла Польше, где вновь стала Волынским воеводством. Вот ее межвоенный герб, где польского орла вернули на место.
Быстро выяснилось, что национальные государства, пришедшие на смену рухнувшим империям, оказались куда менее благодушными и терпимыми. Поэтому кровь продолжала литься и тогда, когда войны формально заканчивались – как в случае с недоброй памяти Волынской резней. В случившейся здесь в XX веке кровавой бане шансов остаться чистеньким не было ни у кого. Поэтому я, пожалуй, воздержусь от подробного рассказа – как ни скажи, кого-нибудь да обидишь.
Отмечу только одно: в межвоенной Польше, которую чаще называли Вторая Речь Посполитая, Волынь после долгой разлуки встретилась с Галицией.
Очень изменившиеся за эти годы сестры встретилась, чтобы уже больше не расставаться. Галицко-волынским княжеством я начал этот рассказ, галицко-волынской историей в XX веке закончу.
Как я уже сказал, обе эти территории жили вместе во Второй Польской Республике, пусть их там соседние воеводства и разделили так называемым «Сокальским кордоном»: между соседними воеводствами была создана охраняемая граница, чтобы пресечь «экспорт сепаратизма» из Галиции на Волынь.
Они вместе вошли в состав СССР в 1939 году, когда СССР собирал Украину.
Вместе были частью нацистского Рейхскомиссариата Украина, столицей которого стал волынский город Ровно – именно здесь устроил свою резиденцию рейхкомиссар Эрик Кох.
Вместе вернулись в состав Советского Союза после освобождения от оккупации, а после распада СССР в 1991 году стали частью независимой Украины.
Именно там, уже на излете двадцатого века, 4 ноября 1997 года, Волынь и получила свой современный герб. Вот как выглядит этот действующий символ Волынской области:
Круг замкнулся, все вернулось к истокам, к геральдическому лаконизму из уже упоминавшегося средневекового манускрипта Бартоша Папроцкого с длинным названием "Gniazdo cnoty zkąd Herby Rycerstwa slawnego Krolestwa Polskiego, Wielkiego Księstwa Litewskiego, Ruskiego, Pruskiego, Mazoweckiego, Zmudzkiego, y inszych Panstw do tego Krolestwa nalezących Ksiązat, y Pánow, początek swoy máją".
Или, по-русски: «Гнездо безупречности: откуда Гербы Князей и Панов, Рыцарства славного Королевства Польского, Великого княжества Литовского, Русского, Прусского, Мазовецкого, Жмудского и других Государств тому Королевству принадлежащих начало свое имеют».
___________________
Это традиционный отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах Древней Руси "Царский титул в картинках". Сегодня я рассказываю о Волыни. В полном виде глава доступна на сайте Автор.Тудей (https://author.today/work/76682)