Среди многих людей бытует мнение, что рождение маркетинга как такового происходило совместно со становлением рыночной экономики. Постольку, поскольку на витринах и прилавках магазинов появился различный товар, то теперь нужно умело его продать покупателям. Для этого был придуман целый набор ухищрённых инструментов под названием «маркетинг». Если раньше предложение было ограниченным, а спрос невероятно высоким, то с развитием рынка на выбор покупателю предлагается не один, а десять видов товара. В этой связи спрос начинает снижаться и потребитель задается вопросом: «А чем эта морковь лучше, чем у соседа?». Здесь-то и включается смекалка продавца, его навыки и умения преподнести свой товар в лучшем свете, показать его выгодные стороны и преимущества. Но если «морковь» плохо упакована, не отмыта от земли и не большого размера, покупатель не поверит словам продавца, а поверит в увиденное собственными глазами. Тут-то и нужна дополнительная защита «моркови» в виде комплексного брендинга.
Комплексный брендинг включает в себя название, фирменный стиль (цвета, атрибуты, характеристики), платформу (философия, уникальное предложение, позиционирование), ассоциации и эмоции, которые возникают у потребителя при касании с брендом. Еще одним важным элементом в брендинге выступает логотип. Его роль предприниматели и продавцы товаров и услуг зачастую недооценивают, сводя разработку на «абы как» и «лишь бы было». Стоит отметить, что первый логотип зародился еще в 1899 году. Им стало графическое изображение пса, слушающего фонограф, символизирующее бренд музыкальной компании «HMV». Логотип – не просто инструмент продвижения среди коллег и партнеров. Это исторически сложившийся символ, отразившийся в культуре геральдики. Аристократы специально заказывали себе гербы с замысловатой символикой, которая характеризовала происхождение их рода, содержала в себе целую историю и даже некую легенду.
Каждый изгиб в гербе-логотипе, каждый элемент и цветовые решения в нем имеют особое философское значение. Таким образом, герб-логотип формировал и поддерживал репутацию не только одной семьи, но и предшественников, а также будущих поколений. С течением времени геральдика стала отходить на второй план, а логотип начали использовать в качестве своего рода идентификатора продукта на рынке среди прочих. Логотип является составной частью всего бренда, но у некоторых компаний нет единого комплексного обозначения, они используют только логотип. Например, многим известная Toyota в течение нескольких десятилетий пользовалась графическим знаком, а уже после двухтысячных к логотипу добавился слоган и прочие необходимые атрибуты комплексного бренда. На сегодняшний день искусству создания логотипов посвящен целый раздел дизайна, в то время как раньше всемирно известные логотипы создавали специалисты рядовых профессий: бухгалтеры, экономисты, помощники руководителей и сами владельцы.
Современные логотипы регистрируют в качестве товарных знаков патентные поверенные. К ним есть ряд требований, среди которых различают:
- запоминаемость;
- ассоциативность;
- уникальность;
- лаконичность;
- выразительность;
- функциональность.
В идеале логотип выполняет несколько нехитрых функций (если, конечно, до него не добрались маркетологи-рекламисты), осуществляющих взаимосвязь между целевой аудиторией продукта и компанией, которая его предлагает. В первую очередь, логотип выступает каналом коммуникации, когда он размещен на какой-либо поверхности. Он как бы говорит «здесь находится компания, которая торгует тем-то, тем-то» или «эта вещь изготовлена нашей компанией». Вторая функция заключается в раскрытии фирменного стиля (айдентики) и характера компании. У кого-то она может быть сдержанной и строгой, а у кого-то дружелюбной и с ноткой юмора. Следующая функция лежит в оказании впечатления на потребителя, донесения до него определенных эмоций и настроений. И заключительной функцией логотипа выступает зашифрованный в него информационно-смысловой код – то, как будет воспринимать потребитель символы логотипа, и что в них необходимо зашифровать, чтобы это было правильно считано.
Красивый логотип со смыслом стоит хороших денег, но эта инвестиция не должна вызывать сомнения у предпринимателей, так как она окупит себя в быстрые сроки. Бизнесменам следует понять, что логотип – это не красивая картинка с названием компании. Это – ее лицо, своеобразная визитная карточка. Представьте, что есть два лица: одно из них умытое, с причесанными волосами и легкой укладкой, румяное, улыбающееся с сияющими глазами; а второе с грязной не уложенной головой, хмурым выражением лица и тусклым взглядом. Как думаете, с каким лицом захочется взаимодействовать, а какое лучше обойти стороной? Ответ очевиден. То же самое касается и подхода к разработке логотипа. Лучше сделать качественно и один раз, чем сэкономить и переделывать каждые полгода. Ведь грамотно изготовленный логотип действует не годы и десятилетия, а сотни лет. Примером тому является Coca-Cola, Microsoft, Apple и др. Обратите внимание, как эти мировые бренды-гиганты захватили рынок. Здесь сыграли свою роль не только грамотно продуманные инвест-стратегии и бизнес-планы, но и логотип в том числе.
Большинство предпринимателей и бизнесменов не готовы, даже с учетом такой аргументации, вкладывать в свой бренд денежные инвестиции, и ищут всеми способами, где бы выбрать разработку логотипа подешевле. На выходе получается интересный результат. Заказчик вместо солидного фирменного атрибута видит смесь павлина с домашней курицей. В целом, его может устроить такой формат, если такого рода логотип будет сопровождаться презентацией с комплиментами и хвалениями. Однако в реальной среде от целевой аудитории этих комплиментов не будет, а какие-никакие деньги уже были вложены. Зато сэкономили! В среднем, стоимость разработки качественного логотипа в центральной России составляет 300 тыс. руб. Многие могут сказать: «За что такие деньги?!». Объясняем: заказывать отдельно логотип в 2020 году смысла нет! Он непременно должен идти в комплексе со всем фирменным стилем. В противном случае, если логотип компании будет создан в графическом стиле, а дальнейшие атрибуты будут вензелями, то у потребителя возникнет диссоциация, что противоречит требованию к качественному логотипу. Раз нет гармонии в фирменном стиле, значит, нет основания доверять этой компании, потому что гармонии не будет и внутри нее самой.
DECIDE провел небольшое исследование мировых рыночных цен на разработку логотипа вкупе с фирменным стилем, чтобы в сравнении сразу стало понятно, что есть на самом деле «Дорого!». Были выбраны самые лучшие агентства по брендингу, занимающие верхние строчки рейтинга онлайн-медиасервиса https://wadline.ru/
США
PSD Center https://www.psdcenter.com/
Агентство занимается разработкой фирменных атрибутов, увеличением конверсии на сайт, разработкой сайтов и услугами по маркетингу.
Namami INC https://www.namamiinc.com/
Компания охватывает широкий спектр услуг, таких как: разработка фирменного стиля и логотипа, мобильных приложений, создание фотосессий и видеосъемок для продукта, проведение личных консультаций, настройка рекламы в социальных сетях и SEO-продвижение и многое другое.
Kounter Attack https://kounterattack.com/
Digital-агентство специализируется на всех современных комплексных маркетинговых услугах, среди которых выделяются: UX-дизайн, технологические стратегии продвижения в социальных медиа, программные методы аналитики и целая студия генерации цифрового контента.
Средняя рыночная цена разработки логотипа и фирменного стиля составляет 501 735,00 руб.
Япония
Humble Bunny https://www.humblebunny.com/work/
Компания занимается разработкой логотипа и фирменного стиля «под ключ». Это значит, что атрибуты сразу внедряются на сайт и начинают работать с первого дня, приводя клиентов. Стоимость одного комплексного проекта составляет 3 859 500,00 руб.
Европа
Web Lounge https://www.weblounge.be/
На удивление за разработку логотипа и фирменного стиля агентство берет 1 929 750,00 руб.
Канада
DotH Digital https://www.dothsolutions.com/
Канадская компания занимается разработкой мобильных приложений, SEO-оптимизацией, оформлением электронных магазинов и дизайном сайтов. За логотип и фирменный стиль придется отдать 2 315 700,00 руб.
Китай
Перечень китайских агентств по разработке логотипа и фирменного стиля представлен на сайте https://www.sortlist.com/branding/china-cn?page=3. Если верить приведенному в источнике прайсу, средняя рыночная цена составляет конкуренцию российским компаниям и составляет за комплексный проект всего 77 190,00 руб.
Представьте, для того чтобы обеспечить продукт красивой симпатичной «мордашкой», придется продать свою «однушку» в одном из благоустроенных спальных районах города или любимую машину. А можно прийти в DECIDE и не только сохранить свое недвижимое имущество в целости и сохранности, но еще и сэкономить на разработке логотипа и фирменного стиля. Ведь в нашем brand-up агентстве все услуги предоставляются по лояльным ценам, а качество работы при этом остается на высоте. И это не наше мнение о себе. Так говорят те, кто уже не раз доверял нам самое дорогое - разработку своего бренда. Если ты все еще сомневаешься, что где-то разработка логотипа и фирменного стиля будет стоить меньше, рекомендуем перечитать данную статью и завершить с ней ознакомление приятным переходом на портфолио https://decide-nsk.com/portfolio. Обещаем, это будет незабываемо!