(ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО)
Русский язык очень богат на разного рода очень колоритные слова, выражения. Мы часто пользуемся ими и не задумываемся даже, почему так говорим, откуда пошло, как образовалось то или иное устойчивое выражение. Вот и я только теперь, в свои уже довольно зрелые годы (хотя в жизни и пользовалась не единожды этим сочетанием), вдруг задумалась: а как появилось выражение "олух царя небесного"?
Решила покопаться в разных источниках на этот предмет. Нашла объяснение для себя, хочу поделиться результатом своих небольших изысканий и с вами, уважаемый читатель.
Итак, существует несколько версий у разных авторов по поводу возникновения этого выражения, но все они похожи по сути, и все изыскатели приходят к одним и тем же выводам, один дополняя другого. Например, словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой говорит нам так, что выражение "олух царя небесного" является разговорным и означает оно простофиля, простак, разиня, придурок. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова тоже говорит нам, что выражение "олух царя небесного" разговорное с оттенком пренебрежительности и означает оно глупый, никчемный человек, дурак. А вот по версии журнала "Лучик" прежде ничего оскорбительного в этом выражении не было, и означало оно буквально... пастырь Божий, то есть священник! Но мне все-таки такая версия не кажется такой уж правильной и однозначной, и я склонна все же к более распространенным в научных изысканиях объяснениям, которые гласят о том, что происхождение слова «олух» точно не известно и что существует несколько объяснений этимологии, то есть происхождения этого слова. По мнению лингвиста А.И. Соболевского, слово «олух» произошло от волух, то есть пастух волов - так называли крайне простых, бесхитростных людей, которые только и были пригодны к самому простому и незамысловатому труду - пасти волов, быков, коров.
Еще есть объяснение такого рода, что в древние времена на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло и стало нарицательным словом «олух». Существует также такое мнение, что олух — это другое название валахов — одного из римских племен, которые нынче проживают на территории Румынии. Название влах или олах использовалось также для обозначения деревенщины. А этимологический словарь русского языка объясняет, что слово "олух" произошло от собственно русского слова «лух» — дурак, из диалектного слова «лох» — разиня, простак. Наряду со всем этим существует еще одно мнение, что слово «олух» за многие годы потеряло одну букву - первую. Когда-то давно оно звучало как волух, которым назывались те, кто пасёт волов, то есть волопас, пастух. А это значит необразованный крестьянин, простак деревенщина.
Ну вот, с происхождением слова "олух" мы разобрались, все стало понятно. Но почему он является олухом царя небесного? Попробуем разобраться и в этом.
Судя по всему, сочетание «олух царя небесного» сотворил народ, как и близкое ему по смыслу выражение «божий пень». Оба эти словосочетания являются синонимами и указывают на приближённость наивных людей к Богу, на то, что люди эти могут рассчитывать на божью помощь. На Руси ведь испокон веков к дурачкам и блаженным всегда относились как к людям, имеющим связь с Богом. Обидеть их было грешно, а к словам таких людей, особенно сказанным в ходе какого-нибудь припадка, внимательно прислушивались и верили им. И так было не только на Руси. Так считалось практически во всем мире, что бесхитростные глупцы и безумцы наиболее близки к богам.
Нужно сказать еще и о том, что выражение "олух царя небесного" является синонимом выражения "не от мира сего". Но со временем изначальный смысл утратился, и осталось только значение дурак и балбес. А еще в народе есть выражение «богом обиженный человек», и все понимают, что это глупец. В старину говорили и так: «во Христе юродивый», потому что люди убогие, нищие духом считались угодными Богу, были его любимцами и находились под его покровительством. Кстати, многие христианские святые заслужили это звание именно своей простотой, неполным умом. Например, Василий блаженный, святая Ксения блаженная, Андрей блаженный. Получается, что и олух мог рассматриваться как человек, который находился под особым небесным покровительством. Изучая эту тему, в Интернете в одном из изысканий я почерпнула еще одно интересное мнение о том, что выражение "олух царя небесного" является вольной переработкой первой фразы Нагорной проповеди Иисуса Христа:
"Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженные нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".
Мат. 6,1-3.
Ну вот теперь мы выяснили, и кто такой олух, и какое отношение он имеет к царю небесному.
К выражению "олух царя небесного", если кому будет интересно узнать добавочно, существуют антонимы (про синонимы говорилось выше в тексте): светлая голова, семи пядей во лбу, ума палата.
В завершение добавлю, что выражение "олух царя небесного" употребляется не только в разговорной речи, но оно также имеет место быть и в литературных произведениях.
Спасибо, дорогой читатель, если вы прочли мою статью до конца. И если вам было интересно, жмите пальчик, направленный вверх. Делитесь своим мнением, которое мне всегда интересно знать и которое может помочь в развитии моего канала. Может быть, кто-то дополнит меня или в чем-то опровергнет, поделится и своими знаниями.