Лондон стоит на реке Темзе недалеко от ее устья. А Темза известна своими отливами и приливами, вода в ней четыре раза в сутки меняет направление течения. При этом уровень воды может подниматься и опускаться на 8 метров.
Полная вода (так называют максимальный уровень поверхности воды во время прилива) и малая вода (минимальный уровень во время отлива) случается всякий раз в разное время суток и сам уровень воды тоже обычно разный. Знать расписание этого природного явления крайне важно для судоходства. Есть даже сайты, на которых публикуют время приливов и отливов Темзы, а также максимальные и минимальные уровни воды. Здесь один из таких сайтов на русском языке для отслеживания уровня воды у Лондонского моста.
А вот так выглядит сам Лондонский мост во время отлива:
Расписания приливов и отливов на Темзе еще и потому важны, что при обилии мостов в Лондоне, разводится только один – Тауэрский, он расположен ближе всего к устью реки.
Когда в 1999 году строили на берегу Темзы колесо обозрения Лондонский глаз, то все компоненты доставляли на баржах вверх по Темзе.
Учитывая тот факт, что на Темзе только один разводной мост, а остальные довольно низкие, то доставка частей колеса, многие из которых были крупными, была непростой задачей. Нужно было тщательно следить за расписанием приливов и отливов, чтобы удачно пройти под мостами в момент максимального отлива. Самый низкий - Саутуоркский мост, под ним запас для прохода с элементами колеса был всего 40 см.
Многие столетия, с самого момента основания города, приливы и отливы Темзы служили Лондону верную службу, очищая его от нечистот. Канализации в британской столице не было до середины XIX века. Все нечистоты и отходы многочисленных производств просто сливали в реку, которая своими приливами и отливами, как насосом, выносила всю грязь в море.
Город рос, население увеличивалось, производства множились, и в XIX веке река уже не справлялась. А когда наступило жаркое и засушливое лето 1858 года, и приливы ослабли, отсутствие централизованной канализации дало о себе знать. Тем летом случилось Великое зловоние (The Great Stink), которое вошло в историю Великобритании. Темза переполнилась фекалиями и отходами. Вонь стояла несусветная, свирепствовали болезни, большинство лондонцев стремились покинуть город. Ситуацию усугубил еще и тот факт, что воду для мытья и приготовления пищи по-прежнему брали из Темзы.
Окна Британского парламента, заседавшего в Вестминстерском дворце, выходили прямо на Темзу. Парламентарии занавешивали оконные проемы шторами, пропитанными хлорной известью, но это мало помогало. И в этот раз помогла справиться с проблемой опять природа: когда жара спала, прошли сильные дожди, приливы и отливы очистили Темзу и спасли горожан от ужасающего зловония. Правда, полностью избавиться от дурных запахов не удалось. Правительство вынуждено было наконец принять какое-то решение. В течение шести последующих лет были созданы ключевые элементы лондонской канализационной системы.
Теперь все стоки собирались в огромных резервуарах к востоку от Лондона. Но при этом по-прежнему вся надежда была на приливы и отливы. Содержимое канализационных резервуаров ежедневно сбрасывалось в море во время отлива. Этот накопительно-пульсирующий принцип работы канализации позволил долгое время обходиться вообще без очистных сооружений, строительством которых занялись только в XX веке.
Благодаря Великому зловонию в Лондоне появилась не только централизованная канализация, но и прекрасные набережные. Самая парадная из них – набережная Виктории, открытая в 1870 году. Сооружение этой набережной, под которой проложили тоннели для канализационных труб, заняло пять лет.
Примерно в то же время на другой стороне реки обустроили и набережную Альберта.
Из-за постоянно меняющегося уровня воды в реке причалы для судов устроены на плавучих платформах, соединенных с берегом наклонными подвижными мостиками.
Сейчас Темза считается относительно чистой рекой, хотя цвет воды вызывает сомнения.
Все фотографии из семейного архива, мы фотографировали Лондон в 2013 году.
Список всех моих рассказов про Англию здесь.