Казалось бы, все знают, что нехорошо поступать нехорошо. И нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Но почему-то, когда дело касается бизнеса, люди могут забывать про общечеловеческие ценности и моральные принципы, объясняя это якобы всеобъясняющим "Ну это же бизнес".
Даже если работодатель не придерживается норм этики, есть ряд причин, по которым нечестно поступать с сотрудниками - себе дороже.
Репутация
Возможно, когда-то давно, когда не было интернета и информация распространялась совершенно иначе, можно было надеяться на то, что факты обмана на деньги, оскорбительного отношения и непрофессионального управления не всплывут. Но сейчас кота в мешке не утаишь.
При том, репутация - вещь многофакторная. Она не сводится только к хорошим отзывам от клиентов. Репутация - это образ компании в глазах всех взаимодействующих с ней - сотрудников, клиентов, партнёров, государственных и общественных институтов. Про репутацию нужно помнить следующее:
- Ее очень легко испортить. Безусловно, не любой шум - повод поверить в несостоятельность компании. Акселерация информационного пространства способствует раздуванию, увеличению масштабов различных явлений. Но несистемные потребительские отношения с контрагентами достаточно быстро сформируют негативный образ, от которого трудно отделаться.
- Сарафанное радио. Быть широко известным в узких кругах - значит быть прозрачным, как в аквариуме. Любые слухи в узкоспециализированных рынках могут эскалировать конфликты или хотя бы поводы для пересудов. Распространена ситуация, когда обиженные сотрудники уводят базы, уходят к конкурентам, настраивают клиентов против компании, поднимают шум в социальных сетях, привлекая внимание злопыхателей. Безусловно, в силу человеческого фактора они могут это сделать и при адекватном отношении. Но вероятность гораздо ниже, чем в случаях откровенного "кидалова".
- Восстановление репутации - длительный и дорогой процесс. Даже если речь не идёт о репутационном провале всероссийского масштаба, отмыться, вернуть доверие и доказать свою состоятельность - крайне тяжело. Придётся выстроить совершенно иные коммуникации - внешние и внутренние, всячески показывать человеколюбие, демократичный и эффективный менеджмент, "позитивный позитив". Даже прибегнуть к благотворительности, как это многие делают. Есть нюанс: если это делается неискренне, это не будет воспринято аудиторией должным образом. Необъяснимо, но факт.
Юридический аспект
Помимо репутационным рисков испорченные отношения с сотрудниками - это потенциальные правовые риски.
Опытные люди знают, что в рамках российского трудового законодательства сложно что-то доказать. И прецедентов в пользу сотрудников не так много, как могло бы быть (в большей степени из-за нежелания сотрудников судиться или банальной лени). Но особо принципиальные и грамотные могут обратиться в комиссию по трудовым спорам, налоговую или иные службы, которые регулируют работодателя с разных сторон (Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС и пр).
Не факт, что будут проверки и иные негативные последствия. Но предовратить лишние соприкосновения с властью - это более чем разумно. Ибо в любом российском бизнесе и без них достаточно проблем.
Дурной пример заразителен
"Рыба гниёт с головы" - железный закон менеджмента. Поступая нечестно с кем бы то ни было, работодатели показывают своим сотрудникам простор дозволенного.
Можно сколько угодно провозглашать принципы равенства, братства и семейного бизнеса, но, если это расходится с практикой, никто не будет это слушать. Работодатели с сотрудниками как родители с детьми - просто прочитать лекцию - бессмысленно, можно только подать положительный или отрицательный пример.
Karma is not a bitch. Karma works...
Даже для такого рационального и прагматичного человека с бизнес-мышлением, как я, не чуждо понятие кармы. HR-кармы, проектной и управленческой, и других карм.
Так уж получается, что в любой системе все элементы взаимосвязаны, даже если связи неочевидны. И, казалось бы, незначительная часть влияет на всё вокруг. Чего уж говорить о волне негатива, которая может исходить от обиженного сотрудника.
Практика показывает, что работодатели со свинским отношением к сотрудникам имеют большие проблемы. Вплоть до банкротства и развала. Даже в бизнесе всё возвращается.