Найти тему

Вселенная "Звездных войн" - нелогичная и очаровательная

Оглавление

Концептуальное ничто

Дисклеймер: статья наполовину состоит из ни к чему не привязанных описаний эмоций и моей жизни, а ничего глобально нового про мир я, понятное дело, не говорю. Хотите хоть каких-то менее известных фактов - листайте к заголовку "Мандалорец". А ещё я принципиально игнорирую существование новой трилогии, её для меня нет.

Доброго времени суток, любители моего потока сознания, сегодня будет долгая исповедальная статья о моей долгой истории взаимоотношений с ЗВ, которая во второй половине перейдет к обзору двух менее известных, чем фильмы, проектов по вселенной. Уже сказал в дисклеймере, но на всякий случай повторюсь - если вы читаете раздел ниже, вы готовы к тому, что просто слушаете мои впечатления без практического посыла.

Давным-давно в далекой-далекой галактике

Пожалуй, любой зрячий человек хоть раз в жизни видел кадры из ЗВ, а любой слышащий хоть раз слышал этот легко узнаваемый саундтрек. Сказать, что я не исключение - не сказать ничего. Когда я узнал, что слова "республика" и "империя" обозначают не только противоборствующие стороны из саги о Скайуокерах, я был в шоке.

Не знаю человека, который бы не узнал эти улетающие в космос титры
Не знаю человека, который бы не узнал эти улетающие в космос титры

Просто потому что эта вселенная была в моей жизни столько, сколько я себя помню, и во многом благодаря ей я стал таким, каким стал. Вернее благодаря наборам Лего по ЗВ, потому что от них я всегда был просто без ума, обожал выдумывать собственные сюжеты и прочее. Но сейчас конечно не про Лего. Так вот, из-за того что эта вселенная прочно ассоциируется у меня с детством я банально не могу серьезно воспринимать какие-либо косяки этих шести фильмов. Да, звук не распространяется в вакууме (кстати, где-то я слышал историю, что по этому поводу сам Лукас на ранних пресс-конференциях заявлял в первую очередь и половина вопросов от журналистов сразу отпадала), да, вся эта концепция примитивной борьбы света и тьмы никого не может удивить в осознанном возрасте, да, ничего такого сверхгениального в фильмах нет. И всё же, найдите мне хоть одного человека, который не любит ЗВ за логические косяки. Как мне кажется, таких нет. Есть лишь те, кого атмосфера захватывает с первого же просмотра, и те, кого она не цепляет сразу и потом уже никогда не в состоянии зацепить. Собственно, многие культовые произведения оцениваются только подобным образом, и могут полюбиться только так - вы либо влюбляетесь в этот мир совсем ребенком, либо каким-то фантастическим образом умудряетесь отключить критическое мышление в более сознательном возрасте, и просто наслаждаетесь душевной, но довольно бредовой и банальной историей. Отключать критическое мышление я не умею, поэтому чертовски рад, что всё детство смотрел ЗВ. Сейчас они мне ой как вряд ли понравились бы.

Я это всё к тому, что в этот раз мне особенно трудно хоть как-то более объективно смотреть на вещи, но в двух обзорах ниже я попытаюсь.

"Мандалорец"

-3

Начнем с недавнего сериала, довольно таки нашумевшего, как мне показалось. Единственный новый проект по вселенной, который если не радует, то хотя бы не расстраивает. Идея очень нетипичная для ЗВ - если фильмы рассказывают романтическую и красивую историю с очевидной моралью, то этот сериал - история о жизни умелого наемника в неспокойные времена (а собственно когда в основном временном отрезке вселенной были спокойные времена?) после падения Империи. Маловато я смотрел в своей жизни вестернов, но поговаривают, что атмосфера сериала довольно вестерновская и я склонен согласиться. Когда начали выходить первые серии, я был в восторге, когда закончился первый сезон, я был в восторге. Прошло немного времени, я остыл и могу сказать, что это просто среднячковый качественный сериал, а восторг у меня вызвали только изначальные заниженные ожидания на фоне ужасных новых фильмов. Но теперь от общих фраз к конкретике.

Плюсы

  • Эстетика, атмосфера, визуал. Ну тут кадры лучше меня что-либо скажут. По моему снято очень качественно, хоть я и не очень компетентен в данных вопросах.
Подобными артами по реальным сценам из серии снабжаются все закрывающие титры
Подобными артами по реальным сценам из серии снабжаются все закрывающие титры
  • Относительная новизна. Опять же, об этом я уже упоминал - тут нет эпичных джедайских схваток (хотя обычные драки тоже отлично смотрятся), всесильных героев (ну почти), сериал предоставляет другой взгляд на жизнь в этом мире. Не сказать, чтобы тут сильно подняты какие-нибудь социальные вопросы, но учитывая общий тон всей основной саги, рассказ о наемнике где-то на отшибе галактики - уже серьезная смена антуража.
  • Главный герой. Естественно первой мыслью, когда я узнал, что мандалорец будет носить шлем практически всё экранное время, было нечто вроде: "Лол, а знаменитый актер им на эту роль зачем? Всё равно за этой консервной банкой не понятно ничерта". И как ни странно, я был не совсем прав. Вернее, Педро Паскаля (исполнителя собственно главной роли) действительно из-за загруженности графика пару раз подменял каскадер внутри не экшен сцен, но при этом хриплый приглушенный шлемом голос дает не отчуждение от персонажа, а наоборот какую-то нотку харизмы (эк меня в странные словосочетания повело, всё, выносите, я поплыл)
Пердо Паскаль, он же мандалорец, он же Оберин Мартелл из "Игры престолов" (здесь должна быть оригинальная шутка о шлеме на голове после событий с его героем в ИП, но это поле юмора уже давно выжжено)
Пердо Паскаль, он же мандалорец, он же Оберин Мартелл из "Игры престолов" (здесь должна быть оригинальная шутка о шлеме на голове после событий с его героем в ИП, но это поле юмора уже давно выжжено)
  • Бейби Йода. Ну и да, да, все про него слышали, все его видели. Персонаж из категории "ничего не понятно, но очень интересно". Кто он и откуда - одна из основных интриг сериала и на мой взгляд от итогового раскрытия этой тайны во многом зависит вообще качество сериала. Может, это не особо уместно, но я бы сказал, что этим сериал подобен детективу - где от логичности концовки зависит общее впечатление о книге. Только в случае "Мандалорца" сделать это гораздо проще, нужно просто не облажаться и нормально объяснить его появление. Хотя очевидно, что от ввода такого персонажа сериал уже дико выиграл, пусть даже в итоге создатели скажут, что его тоже искусственно вывел Палпатин - всё равно зеленый пупс останется таким же милашкой.
Маленький персонаж с огромными наивными глазками просто обречен на огромные продажи мерча
Маленький персонаж с огромными наивными глазками просто обречен на огромные продажи мерча

Недоработки

Я уже говорил, что не могу по всей строгости оценивать ЗВ, поэтому вместо минусов у нас здесь будут недоработки, точнее одна большая недоработка:

  • Сюжет. Обычно если я указываю сюжет как слабую сторону, то можно ждать проклятий, оскорблений и вообще негативного отзыва. Но по ряду причин, как бы это ни было парадоксально, отсутствие какого-то сверх интересного сюжета в некотором смысле даже играет на руку "Мандалорцу". Вернее, его атмосфере. На мой взгляд, в сериале есть откровенно проходные эпизоды, из которых основному сюжету нужны минуты две. И всё-таки вот в этих вот бессмысленных проходняках, когда герой сталкивается с препятствиями не ради того, чтобы извлечь для себя урок, а ради того, чтобы показать побольше красивых видов или новых персонажей, есть своя прелесть. У меня сегодня день неуместных сравнений, так что я бы сказал, что в этом даже есть нечто напоминающее РПГ - основная сюжетная линия пробегается довольно быстро, но при этом побочные задания всякого рода заставляют тебя бегать по каким-то дебрям просто ради того, чтоб найти кому-нибудь кексики в форме сердечек и получить за это пару монет. Интересно? Само по себе, не особо. Но в хорошем мире и в нужный момент играет неплохо. К тому же, "Мандалорец" никогда и не пытается казаться более интеллектуальным, чем он есть. Серии стандартные про сорок минут, даже проходняки смотрятся довольно бодро, а уж когда сюжет начинает двигаться вперед, а не куда-то по вниз диагонали, так что вообще для счастья ещё надо
-7

Итог

Как уже можно было понять, "Мандалорец" - не самый шедевральный сериал. Это просто добротное развлечение, которое даст вам скоротать вечера, наслаждаясь видами и историями из далекой-далекой галактики. Желания промотать какие-то особенно скучные моменты я не припомню, но и сильного восторга тоже. (от самого сериала, а не от того факта, что Дисней снял по ЗВ не полную чушь) Ты просто смотришь и думаешь: "Хорошо, но ведь смысла то особого нет". А сериал так и говорит тебе в ответ: "Я знаю, брат. Просто расслабь мозг и наслаждайся эстетикой. Таков путь". Собственно вот, решайте сами, но по моему о потраченном времени вы не пожалеете.

"Войны клонов"

Хотите верьте, хотите нет, но сейчас я с серьезным лицом буду писать отзыв на детский мультик. Почему? Потому что хочу. И потому что он прекрасен.

Вообще, я решил его посмотреть только по одной причине - в инете так бурно обсуждали седьмой сезон, что я не удержался и решил убедиться, что это чушь. Ну вот не верил я, что введение в жизнь Энакина падавана, которого вообще не упоминают в фильмах - ход, не рушащий сразу всю логическую историю становления Энакина Дартом Вейдером. Но практика показала, что я очень сильно ошибался. Про линию Энакина чуть позже, а сейчас подробнее в целом про сериал.

Первый сезон его вышел аж в 2008ом году, графика там была ещё довольно угловатая и неказистая, а детская направленность делала его для меня вдвойне непритягательным. (я говорю про чуть более сознательный возраст, не знаю, почему он прошел мимо меня в детстве)

Вот, с позволения сказать, пейзажи из первой серии первого сезона. Нет так, чтоб поразительная графика, да, что естественно для 2008го-то года
Вот, с позволения сказать, пейзажи из первой серии первого сезона. Нет так, чтоб поразительная графика, да, что естественно для 2008го-то года

И в итоге к нему я подошел с таким же скепсисом, как и к "Мандалорцу", но если первый в итоге от восторга перешел для меня просто в хорошие сериалы, то "Войны клонов" никогда туда не перейдут. Почему? Да потому что сделано с душой, черт побери. С душой и искренним желанием рассказать что-то хорошее и в плане глобальных мыслей и о вселенной ЗВ. Пусть примитивные цитатки с какой-то моралью в начале серий, мол "Ошибка - урок, который мы усваиваем слишком поздно" или, как говорится, "Волк не волк когда не волк", сбивают с толку поначалу, но по итогу быстро учишься не обращать на них внимания. Хотя я всё ещё не очень понимаю, для каких не очень умных детей они сделаны - все вопросы и без того хорошо раскрываются и повторяются внутри самих серий, даже по взрослым меркам. К слову, за кучу сезонов перебираются почти все мыслимые идеи, которые вообще возможны в этом контексте - война как таковая, индивидуальность (естественно, клонов), предательство и бла-бла-бла. Конечно же, никаких кардинально новых мыслей и формулировок в этом во всем нет, но по моему в современном мире не так много мультсериалов, которые достаточно хорошо несут даже простые идеи - уже только это делает "Войны клонов" отличным представителем жанра. Но, разумеется, просто качественный детский мультик целенаправленно смотреть смысла нет. И почему его стоит смотреть не только детям рассказано ниже.

Раскрытие злодеев

Как я уже упоминал, сериал сделан с душой и реальным желанием рассказать большой аудитории ещё больше информации о мире. В частности, из этого сериала обычному зрителю фильмов хотя бы становится понятно, кто вообще такие граф Дуку и генерал Гривус, и почему они прямо такие страшные злодэйские злодэи, что их так важно убить в третьем фильме.

-9

Мне лично до мультика они казались абсолютно нераскрытыми, вторичными и вообще не особо то важными в контексте войны. Здесь же они заиграли и стали действительно вызывающими эмоции злодеями, не говоря уже о введенных в самом сериале злодеях - линия с местью Вентресс и вообще сестрами ночи одна из моих любимых.

Дарт Мол

Его линия так хороша, что я даже захотел вынести его в отдельный заголовок. Опять же, я знал, что он вернется, но при этом никак не верил, что из этого получится что-то адекватное. А оно получилось и очень, очень впечатляюще. Я не буду её никак пересказывать - тем, кто смотрел фильмы, надо увидеть это самим, а для остальных это не несет никакой информации.

Не удержался и вставил свой любимый кадр из последнего сезона
Не удержался и вставил свой любимый кадр из последнего сезона
Ну и конечно же вишенка на торте злодеев - канцлер Палпатин. Каждая серия, где он появляется, дает нам кадр со зловещей ухмылкой - все идет по плану…
Ну и конечно же вишенка на торте злодеев - канцлер Палпатин. Каждая серия, где он появляется, дает нам кадр со зловещей ухмылкой - все идет по плану…

Главная история

Естественно, как бы много внимания ни уделяли злодеям, протагонисты здесь всё равно республиканцы - джедаи, клоны, иногда сенаторы, но по большей части конечно джедаи. В частности, Асока Тано - падаван, которого приставили к Энакину чтобы сделать того более сдержанным. Получилось правда наоборот, Асока стала маленькой и чуть более доброжелательной копией Энакина, но рассматривать мотивы и логику Совета Джедаев не стоит, если не хочешь разгребать ворох логических дыр. Так вот, хоть я и сказал, что Асока это копия Энакина в импульсивности и ещё паре моментов, её история всё равно довольно самобытна, особенно в пятом сезоне и далее. Историю Энакина рассмотрим чуть ниже. А вот с другими сюжетными арками в Республике... Ну, скажем так - часто они хороши, иногда отвратительны. Хотя не то, чтоб отвратительны, просто иногда чувствуется, что здесь нужно было зачем-то срочно изготовить ещё одну серию, поэтому кроме важных, но примитивных мыслей в побочных арках иногда не встречается вообще ничего. Но согласитесь, глупо требовать от детского мультсериала непрерывного напряженного повествования без провалов. Подводя итог, смотреть я советую, но ждать прям великого сериала не стоит - если не хотите тратить время на детские проходнячки, проматывайте их - в большинстве случаев сразу понятно, какие серии не имеют большого смысла (по вторичности главных героев в истории, как минимум)

Честно говоря, середину последнего сезона можно пропустить - она вся забита ну оооочень ненужной сюжетной линией. Но вот на концовке создатели отыгрались - что ни кадр, то за душу берет
Честно говоря, середину последнего сезона можно пропустить - она вся забита ну оооочень ненужной сюжетной линией. Но вот на концовке создатели отыгрались - что ни кадр, то за душу берет

Энакин Скайуокер в "Войне клонов" и не только

А теперь самое главное. Весь мультсериал я восхищался тем, как внимательно к деталям сделаны серии с Энакином. И если в последних сезонах именно это было делом не хитрым - тогда события были близки к третьему эпизоду и можно было просто пихать его гнев куда попало (так не происходит, это утрирование), то в первых сезонах всё это сделано ещё тоньше - даже в простых моментах, когда Энакин выражает раздражение или недовольство системой, на заднем плане слышны легкие нотки имперского марша. Кстати, по истории Энакина в мультсериале могу посоветовать вот это видео, если кому-то интересно. Мне не очень импонирует в нем разбор взаимоотношений с Падме, но это все-таки больше, чем ничего, которое я вам даю. Итак, теперь к тому моменту из пути Энакина, который мне бы хотелось выделить больше всего (полный его путь приводить не очень вижу смысл - на эту тему есть качественные видео, а от несогласия с ними у меня не так сильно выражается протест, чтобы писать что-то свое)

Не знаю, насколько здесь видно, но это уходящий Дарт Вейдер отражается в клонском шлеме, разрисованном под лицо Асоки. Красиво и со вкусом - вот, что такое финал "Войн клонов»
Не знаю, насколько здесь видно, но это уходящий Дарт Вейдер отражается в клонском шлеме, разрисованном под лицо Асоки. Красиво и со вкусом - вот, что такое финал "Войн клонов»

Комплекс Бога

Опять же извиняюсь перед всеми более сведущими в психологии, если употребил неподходящий термин, но довольно расплывчатые формулировки в Гугле позволяют мне подогнать его под свои мысли. Ведь "мои мысли о комплексе Бога у различных персонажей" звучит куда круче, чем просто "ну вот пара рандомных обрывков историй, которые я решил объединить". Закончили с оправданиями, пошли к сути.

Ну и раз уж тут статья по ЗВ, скажу я для начала про Энакина.

Очевидно, что у мальчика, который был рабом, а потом вдруг понял, что обладает огромной силой и может стать чуть ли не небожителем, будет куча психологических проблем. И желание всё контролировать - одна из них. Пережив смерть матери на собственных руках, он натворил много всего не очень хорошего, но основная мысль конечно же в желании "починить смерть".

Момент, где Энакин вырезает целую деревню - достаточно ситховский поступок
Момент, где Энакин вырезает целую деревню - достаточно ситховский поступок

И поэтому когда кошмары о смерти жены начинают мучить его каждую ночь, конечно же он пытается найти способ её спасти. Вот только когда он обращается за советом к Йоде - джедаю, который для него да и для всех был воплощением могущества в Силе, тот предлагает несчастному, растерянному, колеблющемуся и при этом могущественному человеку просто смириться и "отпустить тех, кого он боится потерять". По-джедайски? Да. Мудро? Да. Дальновидно и реалистично? Конечно же нет. Предлагать человеку, в котором вы и без того замечаете сильнейшие порывы гнева и неподчинения обычаям, просто смириться со смертью любимой, да ещё прямо так в лоб. Я не знаю, что можно было сделать в данной ситуации, но уж явно не это. Поэтому конечно же когда Энакин слышит от Палпатина "легенду о Дарте Плегасе Мудром", он начинает задумываться, так ли нужны ему джедаи. К этому примешивается недоверие и куча всего ещё, но сейчас только о желании победить смерть. Естественно, когда Энакин понимает, что ему под силу победить смерть, нужно лишь выбрать другой путь, он в глубине души уже готов на всё, чтобы обрести желаемое могущество. Что было потом знают все - Энакин душит Падме на Мустафаре, дуэль, "НЕНАВИЖУУУУ", превращение в Дарта Вейдера и вот уже Энакин кромсает медицинское оборудование, с дикой болью осознавая, что не смог спасти Падме.

Получилось довольно мрачно, поэтому чтобы разрядить обстановку классически пошучу про смешную нарезку детей. Или это не очень способствует веселью?..
Получилось довольно мрачно, поэтому чтобы разрядить обстановку классически пошучу про смешную нарезку детей. Или это не очень способствует веселью?..

Собственно, зачем я это написал? Здесь будет какое-то умное заключение о том, что комплекс Бога это плохо или ещё что-нибудь такое? Да нет конечно. Просто каждый раз когда я смотрю приквелы, я снова и снова отмечаю для себя эту историю, поэтому претензии о малой мотивации Энакина или о плохо прописанной линии кажутся мне мягко говоря необоснованными.

Тоже комплекс Бога, но другой

Ну и под конец я бы хотел просто привести ещё один пример, уже практически без своих комментариев. Итак, фрагмент из "Колеса времени". В нем нет сильных сюжетных спойлеров (на мой взгляд, хотя может и есть), но по моему он прекрасен. Ниже представлено небольшое введение в ситуацию и сам фрагмент.

На Тирскую Твердыню, где находился Ранд и большинство героев в тот момент, напали Отродья Тени - троллоки, Исчезающие и прочая нечисть. И вот Ранд сначала рубил их всех своими силами, наблюдая как умирают люди, как дерутся рядом его друзья и прочие не очень приятные сцены. И после этого Ранд решает использовать Калландор - невероятно сильный артефакт, дающий огромное могущество. Сначала он использует его в меру, но потом решает, что этого недостаточно и он должен уничтожить всех Отродий Тени в Твердыне сразу. Собственно примерно с этого момента будет фрагмент:

Под потолком засверкали серебристые молнии. Из бокового коридора показался Мурддраал, и в тот же миг с полдюжины ослепительных стрел буквально разорвали его в клочья. Теперь смерч извергал светящиеся потоки, которые, змеясь, растекались по коридорам Твердыни. С каждым мгновением их становилось все больше.
Что он сделал и как. Ранд не имел понятия и стоял, содрогаясь под напором хлынувшей Силы. Он должен был использовать ее, хотя бы ценой жизни. Он чувствовал, как по всей Твердыне гибнут троллоки и Мурддраалы, чувствовал, как молнии разят их насмерть. Он знал, что в его силах уничтожить Отродья Тени во всем мире. С Калландором в руках он мог все. Но знал также, что такое усилие погубило бы и его самого.
С последним погибшим чудовищем исчезли молнии, а затем и смерч взорвался с громким хлопком. Но Калландор, сотрясаемый Силой, по-прежнему сиял как солнце.
Всего в нескольких шагах от Ранда, изумленно взирая на юношу, стояла Морейн. Как всегда ладно сидело на ней шелковое платье, каждая складочка на месте, и лишь пара локонов выбилась из аккуратной прически. Зато вид у Айз Седай был усталый и потрясенный.
— Как?.. Как тебе это удалось? Я и представить не могла, что такое возможно.
Из бокового коридора, тяжело ступая, вышел Лан с мечом в руке. Лицо Стража было окровавлено, кафтан разорван. Не сводя взгляда с Ранда, Морейн предостерегающе подняла руку, удерживая Лана возле себя, не позволяя ему даже приблизиться к Ранду. Как будто Ранд был опасен — опасен даже для Лана.
— С тобой все в порядке… Ранд? — спросила она. Юноша отвел глаза от Айз Седай, и взгляд его упал на темноволосую девочку, почти ребенка. Она лежала на спине, уставив в потолок невидящие глаза. Платье на ее груди потемнело от крови. Ранд наклонился и убрал прядь волос с ее лица. О Свет! Ведь она еще ребенок. Почему я не пришел раньше? Дитя!
— Я прослежу, чтобы ею занялись. Ранд, — мягко произнесла Морейн. — Ты уже ничем ей не поможешь.
Руки Ранда тряслись так, что он с трудом удерживал рукоять Калландора.
— С ним я могу совершить все, — тихонько вымолвил он. — Все!
— Ранд! — настойчиво повторила Морейн. Он не слушал. Сила переполняла его. Калландор сиял, и сам он воплощал собой эту Силу. Юноша устремил потоки в детское тельце, пытаясь вдохнуть в него жизнь. Тело затрепетало, дрогнули окостеневшие руки и ноги.
— Ранд, ты не сможешь сделать это. Не получится! Дышать! Она должна дышать! Грудь девочки поднялась и опала. Сердце! Должно биться сердце! Кровь, уже загустевшая и темная, тоненькой струйкой медленно вытекала из раны на груди. Живи! Живи, чтоб тебе сгореть! Я не хотел опоздать! Глаза девочки были подернуты пленкой — в них не было признаков жизни. По щекам Ранда потекли слезы.
— Она должна жить! Морейн, Исцели ее. Я не умею. Исцели ты!
— Нельзя исцелить от смерти, Ранд. Ты не Творец. Неотрывно глядя в мертвые глаза, юноша медленно отвел потоки. Мертвое тело глухо упало на пол. Ранд поднял голову и закричал — дико, истошно, как троллок. Выплеснутые его болью и отчаянием яркие всполохи огня ударили в стены и потолок.
Обмякнув, Ранд оттолкнул саидин. Это потребовало такого же усилия, как оттолкнуть скалу, как оттолкнуть саму жизнь. Вместе с Силой его покидала жизненная энергия. Осталась лишь горечь, вызванная порчей. Чтобы устоять на ногах, Ранду пришлось опереться на Калландор.

Я искренне не хочу что-то здесь комментировать... Просто надеюсь, что вас, как и меня, сильно впечатлил этот фрагмент. На сегодня всё, спасибо, если дочитали до конца, и надеюсь, что вы не захлебнулись в воде.