Дисклеймер: статья наполовину состоит из ни к чему не привязанных описаний эмоций и моей жизни, а ничего глобально нового про мир я, понятное дело, не говорю. Хотите хоть каких-то менее известных фактов - листайте к заголовку "Мандалорец". А ещё я принципиально игнорирую существование новой трилогии, её для меня нет.
Доброго времени суток, любители моего потока сознания, сегодня будет долгая исповедальная статья о моей долгой истории взаимоотношений с ЗВ, которая во второй половине перейдет к обзору двух менее известных, чем фильмы, проектов по вселенной. Уже сказал в дисклеймере, но на всякий случай повторюсь - если вы читаете раздел ниже, вы готовы к тому, что просто слушаете мои впечатления без практического посыла.
Давным-давно в далекой-далекой галактике
Пожалуй, любой зрячий человек хоть раз в жизни видел кадры из ЗВ, а любой слышащий хоть раз слышал этот легко узнаваемый саундтрек. Сказать, что я не исключение - не сказать ничего. Когда я узнал, что слова "республика" и "империя" обозначают не только противоборствующие стороны из саги о Скайуокерах, я был в шоке.
Просто потому что эта вселенная была в моей жизни столько, сколько я себя помню, и во многом благодаря ей я стал таким, каким стал. Вернее благодаря наборам Лего по ЗВ, потому что от них я всегда был просто без ума, обожал выдумывать собственные сюжеты и прочее. Но сейчас конечно не про Лего. Так вот, из-за того что эта вселенная прочно ассоциируется у меня с детством я банально не могу серьезно воспринимать какие-либо косяки этих шести фильмов. Да, звук не распространяется в вакууме (кстати, где-то я слышал историю, что по этому поводу сам Лукас на ранних пресс-конференциях заявлял в первую очередь и половина вопросов от журналистов сразу отпадала), да, вся эта концепция примитивной борьбы света и тьмы никого не может удивить в осознанном возрасте, да, ничего такого сверхгениального в фильмах нет. И всё же, найдите мне хоть одного человека, который не любит ЗВ за логические косяки. Как мне кажется, таких нет. Есть лишь те, кого атмосфера захватывает с первого же просмотра, и те, кого она не цепляет сразу и потом уже никогда не в состоянии зацепить. Собственно, многие культовые произведения оцениваются только подобным образом, и могут полюбиться только так - вы либо влюбляетесь в этот мир совсем ребенком, либо каким-то фантастическим образом умудряетесь отключить критическое мышление в более сознательном возрасте, и просто наслаждаетесь душевной, но довольно бредовой и банальной историей. Отключать критическое мышление я не умею, поэтому чертовски рад, что всё детство смотрел ЗВ. Сейчас они мне ой как вряд ли понравились бы.
Я это всё к тому, что в этот раз мне особенно трудно хоть как-то более объективно смотреть на вещи, но в двух обзорах ниже я попытаюсь.
"Мандалорец"
Начнем с недавнего сериала, довольно таки нашумевшего, как мне показалось. Единственный новый проект по вселенной, который если не радует, то хотя бы не расстраивает. Идея очень нетипичная для ЗВ - если фильмы рассказывают романтическую и красивую историю с очевидной моралью, то этот сериал - история о жизни умелого наемника в неспокойные времена (а собственно когда в основном временном отрезке вселенной были спокойные времена?) после падения Империи. Маловато я смотрел в своей жизни вестернов, но поговаривают, что атмосфера сериала довольно вестерновская и я склонен согласиться. Когда начали выходить первые серии, я был в восторге, когда закончился первый сезон, я был в восторге. Прошло немного времени, я остыл и могу сказать, что это просто среднячковый качественный сериал, а восторг у меня вызвали только изначальные заниженные ожидания на фоне ужасных новых фильмов. Но теперь от общих фраз к конкретике.
Плюсы
- Эстетика, атмосфера, визуал. Ну тут кадры лучше меня что-либо скажут. По моему снято очень качественно, хоть я и не очень компетентен в данных вопросах.
- Относительная новизна. Опять же, об этом я уже упоминал - тут нет эпичных джедайских схваток (хотя обычные драки тоже отлично смотрятся), всесильных героев (ну почти), сериал предоставляет другой взгляд на жизнь в этом мире. Не сказать, чтобы тут сильно подняты какие-нибудь социальные вопросы, но учитывая общий тон всей основной саги, рассказ о наемнике где-то на отшибе галактики - уже серьезная смена антуража.
- Главный герой. Естественно первой мыслью, когда я узнал, что мандалорец будет носить шлем практически всё экранное время, было нечто вроде: "Лол, а знаменитый актер им на эту роль зачем? Всё равно за этой консервной банкой не понятно ничерта". И как ни странно, я был не совсем прав. Вернее, Педро Паскаля (исполнителя собственно главной роли) действительно из-за загруженности графика пару раз подменял каскадер внутри не экшен сцен, но при этом хриплый приглушенный шлемом голос дает не отчуждение от персонажа, а наоборот какую-то нотку харизмы (эк меня в странные словосочетания повело, всё, выносите, я поплыл)
- Бейби Йода. Ну и да, да, все про него слышали, все его видели. Персонаж из категории "ничего не понятно, но очень интересно". Кто он и откуда - одна из основных интриг сериала и на мой взгляд от итогового раскрытия этой тайны во многом зависит вообще качество сериала. Может, это не особо уместно, но я бы сказал, что этим сериал подобен детективу - где от логичности концовки зависит общее впечатление о книге. Только в случае "Мандалорца" сделать это гораздо проще, нужно просто не облажаться и нормально объяснить его появление. Хотя очевидно, что от ввода такого персонажа сериал уже дико выиграл, пусть даже в итоге создатели скажут, что его тоже искусственно вывел Палпатин - всё равно зеленый пупс останется таким же милашкой.
Недоработки
Я уже говорил, что не могу по всей строгости оценивать ЗВ, поэтому вместо минусов у нас здесь будут недоработки, точнее одна большая недоработка:
- Сюжет. Обычно если я указываю сюжет как слабую сторону, то можно ждать проклятий, оскорблений и вообще негативного отзыва. Но по ряду причин, как бы это ни было парадоксально, отсутствие какого-то сверх интересного сюжета в некотором смысле даже играет на руку "Мандалорцу". Вернее, его атмосфере. На мой взгляд, в сериале есть откровенно проходные эпизоды, из которых основному сюжету нужны минуты две. И всё-таки вот в этих вот бессмысленных проходняках, когда герой сталкивается с препятствиями не ради того, чтобы извлечь для себя урок, а ради того, чтобы показать побольше красивых видов или новых персонажей, есть своя прелесть. У меня сегодня день неуместных сравнений, так что я бы сказал, что в этом даже есть нечто напоминающее РПГ - основная сюжетная линия пробегается довольно быстро, но при этом побочные задания всякого рода заставляют тебя бегать по каким-то дебрям просто ради того, чтоб найти кому-нибудь кексики в форме сердечек и получить за это пару монет. Интересно? Само по себе, не особо. Но в хорошем мире и в нужный момент играет неплохо. К тому же, "Мандалорец" никогда и не пытается казаться более интеллектуальным, чем он есть. Серии стандартные про сорок минут, даже проходняки смотрятся довольно бодро, а уж когда сюжет начинает двигаться вперед, а не куда-то по вниз диагонали, так что вообще для счастья ещё надо
Итог
Как уже можно было понять, "Мандалорец" - не самый шедевральный сериал. Это просто добротное развлечение, которое даст вам скоротать вечера, наслаждаясь видами и историями из далекой-далекой галактики. Желания промотать какие-то особенно скучные моменты я не припомню, но и сильного восторга тоже. (от самого сериала, а не от того факта, что Дисней снял по ЗВ не полную чушь) Ты просто смотришь и думаешь: "Хорошо, но ведь смысла то особого нет". А сериал так и говорит тебе в ответ: "Я знаю, брат. Просто расслабь мозг и наслаждайся эстетикой. Таков путь". Собственно вот, решайте сами, но по моему о потраченном времени вы не пожалеете.
"Войны клонов"
Хотите верьте, хотите нет, но сейчас я с серьезным лицом буду писать отзыв на детский мультик. Почему? Потому что хочу. И потому что он прекрасен.
Вообще, я решил его посмотреть только по одной причине - в инете так бурно обсуждали седьмой сезон, что я не удержался и решил убедиться, что это чушь. Ну вот не верил я, что введение в жизнь Энакина падавана, которого вообще не упоминают в фильмах - ход, не рушащий сразу всю логическую историю становления Энакина Дартом Вейдером. Но практика показала, что я очень сильно ошибался. Про линию Энакина чуть позже, а сейчас подробнее в целом про сериал.
Первый сезон его вышел аж в 2008ом году, графика там была ещё довольно угловатая и неказистая, а детская направленность делала его для меня вдвойне непритягательным. (я говорю про чуть более сознательный возраст, не знаю, почему он прошел мимо меня в детстве)
И в итоге к нему я подошел с таким же скепсисом, как и к "Мандалорцу", но если первый в итоге от восторга перешел для меня просто в хорошие сериалы, то "Войны клонов" никогда туда не перейдут. Почему? Да потому что сделано с душой, черт побери. С душой и искренним желанием рассказать что-то хорошее и в плане глобальных мыслей и о вселенной ЗВ. Пусть примитивные цитатки с какой-то моралью в начале серий, мол "Ошибка - урок, который мы усваиваем слишком поздно" или, как говорится, "Волк не волк когда не волк", сбивают с толку поначалу, но по итогу быстро учишься не обращать на них внимания. Хотя я всё ещё не очень понимаю, для каких не очень умных детей они сделаны - все вопросы и без того хорошо раскрываются и повторяются внутри самих серий, даже по взрослым меркам. К слову, за кучу сезонов перебираются почти все мыслимые идеи, которые вообще возможны в этом контексте - война как таковая, индивидуальность (естественно, клонов), предательство и бла-бла-бла. Конечно же, никаких кардинально новых мыслей и формулировок в этом во всем нет, но по моему в современном мире не так много мультсериалов, которые достаточно хорошо несут даже простые идеи - уже только это делает "Войны клонов" отличным представителем жанра. Но, разумеется, просто качественный детский мультик целенаправленно смотреть смысла нет. И почему его стоит смотреть не только детям рассказано ниже.
Раскрытие злодеев
Как я уже упоминал, сериал сделан с душой и реальным желанием рассказать большой аудитории ещё больше информации о мире. В частности, из этого сериала обычному зрителю фильмов хотя бы становится понятно, кто вообще такие граф Дуку и генерал Гривус, и почему они прямо такие страшные злодэйские злодэи, что их так важно убить в третьем фильме.
Мне лично до мультика они казались абсолютно нераскрытыми, вторичными и вообще не особо то важными в контексте войны. Здесь же они заиграли и стали действительно вызывающими эмоции злодеями, не говоря уже о введенных в самом сериале злодеях - линия с местью Вентресс и вообще сестрами ночи одна из моих любимых.
Дарт Мол
Его линия так хороша, что я даже захотел вынести его в отдельный заголовок. Опять же, я знал, что он вернется, но при этом никак не верил, что из этого получится что-то адекватное. А оно получилось и очень, очень впечатляюще. Я не буду её никак пересказывать - тем, кто смотрел фильмы, надо увидеть это самим, а для остальных это не несет никакой информации.
Главная история
Естественно, как бы много внимания ни уделяли злодеям, протагонисты здесь всё равно республиканцы - джедаи, клоны, иногда сенаторы, но по большей части конечно джедаи. В частности, Асока Тано - падаван, которого приставили к Энакину чтобы сделать того более сдержанным. Получилось правда наоборот, Асока стала маленькой и чуть более доброжелательной копией Энакина, но рассматривать мотивы и логику Совета Джедаев не стоит, если не хочешь разгребать ворох логических дыр. Так вот, хоть я и сказал, что Асока это копия Энакина в импульсивности и ещё паре моментов, её история всё равно довольно самобытна, особенно в пятом сезоне и далее. Историю Энакина рассмотрим чуть ниже. А вот с другими сюжетными арками в Республике... Ну, скажем так - часто они хороши, иногда отвратительны. Хотя не то, чтоб отвратительны, просто иногда чувствуется, что здесь нужно было зачем-то срочно изготовить ещё одну серию, поэтому кроме важных, но примитивных мыслей в побочных арках иногда не встречается вообще ничего. Но согласитесь, глупо требовать от детского мультсериала непрерывного напряженного повествования без провалов. Подводя итог, смотреть я советую, но ждать прям великого сериала не стоит - если не хотите тратить время на детские проходнячки, проматывайте их - в большинстве случаев сразу понятно, какие серии не имеют большого смысла (по вторичности главных героев в истории, как минимум)
Энакин Скайуокер в "Войне клонов" и не только
А теперь самое главное. Весь мультсериал я восхищался тем, как внимательно к деталям сделаны серии с Энакином. И если в последних сезонах именно это было делом не хитрым - тогда события были близки к третьему эпизоду и можно было просто пихать его гнев куда попало (так не происходит, это утрирование), то в первых сезонах всё это сделано ещё тоньше - даже в простых моментах, когда Энакин выражает раздражение или недовольство системой, на заднем плане слышны легкие нотки имперского марша. Кстати, по истории Энакина в мультсериале могу посоветовать вот это видео, если кому-то интересно. Мне не очень импонирует в нем разбор взаимоотношений с Падме, но это все-таки больше, чем ничего, которое я вам даю. Итак, теперь к тому моменту из пути Энакина, который мне бы хотелось выделить больше всего (полный его путь приводить не очень вижу смысл - на эту тему есть качественные видео, а от несогласия с ними у меня не так сильно выражается протест, чтобы писать что-то свое)
Комплекс Бога
Опять же извиняюсь перед всеми более сведущими в психологии, если употребил неподходящий термин, но довольно расплывчатые формулировки в Гугле позволяют мне подогнать его под свои мысли. Ведь "мои мысли о комплексе Бога у различных персонажей" звучит куда круче, чем просто "ну вот пара рандомных обрывков историй, которые я решил объединить". Закончили с оправданиями, пошли к сути.
Ну и раз уж тут статья по ЗВ, скажу я для начала про Энакина.
Очевидно, что у мальчика, который был рабом, а потом вдруг понял, что обладает огромной силой и может стать чуть ли не небожителем, будет куча психологических проблем. И желание всё контролировать - одна из них. Пережив смерть матери на собственных руках, он натворил много всего не очень хорошего, но основная мысль конечно же в желании "починить смерть".
И поэтому когда кошмары о смерти жены начинают мучить его каждую ночь, конечно же он пытается найти способ её спасти. Вот только когда он обращается за советом к Йоде - джедаю, который для него да и для всех был воплощением могущества в Силе, тот предлагает несчастному, растерянному, колеблющемуся и при этом могущественному человеку просто смириться и "отпустить тех, кого он боится потерять". По-джедайски? Да. Мудро? Да. Дальновидно и реалистично? Конечно же нет. Предлагать человеку, в котором вы и без того замечаете сильнейшие порывы гнева и неподчинения обычаям, просто смириться со смертью любимой, да ещё прямо так в лоб. Я не знаю, что можно было сделать в данной ситуации, но уж явно не это. Поэтому конечно же когда Энакин слышит от Палпатина "легенду о Дарте Плегасе Мудром", он начинает задумываться, так ли нужны ему джедаи. К этому примешивается недоверие и куча всего ещё, но сейчас только о желании победить смерть. Естественно, когда Энакин понимает, что ему под силу победить смерть, нужно лишь выбрать другой путь, он в глубине души уже готов на всё, чтобы обрести желаемое могущество. Что было потом знают все - Энакин душит Падме на Мустафаре, дуэль, "НЕНАВИЖУУУУ", превращение в Дарта Вейдера и вот уже Энакин кромсает медицинское оборудование, с дикой болью осознавая, что не смог спасти Падме.
Собственно, зачем я это написал? Здесь будет какое-то умное заключение о том, что комплекс Бога это плохо или ещё что-нибудь такое? Да нет конечно. Просто каждый раз когда я смотрю приквелы, я снова и снова отмечаю для себя эту историю, поэтому претензии о малой мотивации Энакина или о плохо прописанной линии кажутся мне мягко говоря необоснованными.
Тоже комплекс Бога, но другой
Ну и под конец я бы хотел просто привести ещё один пример, уже практически без своих комментариев. Итак, фрагмент из "Колеса времени". В нем нет сильных сюжетных спойлеров (на мой взгляд, хотя может и есть), но по моему он прекрасен. Ниже представлено небольшое введение в ситуацию и сам фрагмент.
На Тирскую Твердыню, где находился Ранд и большинство героев в тот момент, напали Отродья Тени - троллоки, Исчезающие и прочая нечисть. И вот Ранд сначала рубил их всех своими силами, наблюдая как умирают люди, как дерутся рядом его друзья и прочие не очень приятные сцены. И после этого Ранд решает использовать Калландор - невероятно сильный артефакт, дающий огромное могущество. Сначала он использует его в меру, но потом решает, что этого недостаточно и он должен уничтожить всех Отродий Тени в Твердыне сразу. Собственно примерно с этого момента будет фрагмент:
Под потолком засверкали серебристые молнии. Из бокового коридора показался Мурддраал, и в тот же миг с полдюжины ослепительных стрел буквально разорвали его в клочья. Теперь смерч извергал светящиеся потоки, которые, змеясь, растекались по коридорам Твердыни. С каждым мгновением их становилось все больше.
Что он сделал и как. Ранд не имел понятия и стоял, содрогаясь под напором хлынувшей Силы. Он должен был использовать ее, хотя бы ценой жизни. Он чувствовал, как по всей Твердыне гибнут троллоки и Мурддраалы, чувствовал, как молнии разят их насмерть. Он знал, что в его силах уничтожить Отродья Тени во всем мире. С Калландором в руках он мог все. Но знал также, что такое усилие погубило бы и его самого.
С последним погибшим чудовищем исчезли молнии, а затем и смерч взорвался с громким хлопком. Но Калландор, сотрясаемый Силой, по-прежнему сиял как солнце.
Всего в нескольких шагах от Ранда, изумленно взирая на юношу, стояла Морейн. Как всегда ладно сидело на ней шелковое платье, каждая складочка на месте, и лишь пара локонов выбилась из аккуратной прически. Зато вид у Айз Седай был усталый и потрясенный.
— Как?.. Как тебе это удалось? Я и представить не могла, что такое возможно.
Из бокового коридора, тяжело ступая, вышел Лан с мечом в руке. Лицо Стража было окровавлено, кафтан разорван. Не сводя взгляда с Ранда, Морейн предостерегающе подняла руку, удерживая Лана возле себя, не позволяя ему даже приблизиться к Ранду. Как будто Ранд был опасен — опасен даже для Лана.
— С тобой все в порядке… Ранд? — спросила она. Юноша отвел глаза от Айз Седай, и взгляд его упал на темноволосую девочку, почти ребенка. Она лежала на спине, уставив в потолок невидящие глаза. Платье на ее груди потемнело от крови. Ранд наклонился и убрал прядь волос с ее лица. О Свет! Ведь она еще ребенок. Почему я не пришел раньше? Дитя!
— Я прослежу, чтобы ею занялись. Ранд, — мягко произнесла Морейн. — Ты уже ничем ей не поможешь.
Руки Ранда тряслись так, что он с трудом удерживал рукоять Калландора.
— С ним я могу совершить все, — тихонько вымолвил он. — Все!
— Ранд! — настойчиво повторила Морейн. Он не слушал. Сила переполняла его. Калландор сиял, и сам он воплощал собой эту Силу. Юноша устремил потоки в детское тельце, пытаясь вдохнуть в него жизнь. Тело затрепетало, дрогнули окостеневшие руки и ноги.
— Ранд, ты не сможешь сделать это. Не получится! Дышать! Она должна дышать! Грудь девочки поднялась и опала. Сердце! Должно биться сердце! Кровь, уже загустевшая и темная, тоненькой струйкой медленно вытекала из раны на груди. Живи! Живи, чтоб тебе сгореть! Я не хотел опоздать! Глаза девочки были подернуты пленкой — в них не было признаков жизни. По щекам Ранда потекли слезы.
— Она должна жить! Морейн, Исцели ее. Я не умею. Исцели ты!
— Нельзя исцелить от смерти, Ранд. Ты не Творец. Неотрывно глядя в мертвые глаза, юноша медленно отвел потоки. Мертвое тело глухо упало на пол. Ранд поднял голову и закричал — дико, истошно, как троллок. Выплеснутые его болью и отчаянием яркие всполохи огня ударили в стены и потолок.
Обмякнув, Ранд оттолкнул саидин. Это потребовало такого же усилия, как оттолкнуть скалу, как оттолкнуть саму жизнь. Вместе с Силой его покидала жизненная энергия. Осталась лишь горечь, вызванная порчей. Чтобы устоять на ногах, Ранду пришлось опереться на Калландор.
Я искренне не хочу что-то здесь комментировать... Просто надеюсь, что вас, как и меня, сильно впечатлил этот фрагмент. На сегодня всё, спасибо, если дочитали до конца, и надеюсь, что вы не захлебнулись в воде.