От «Чикаго» до Осаки, места действия фильма «Мемуары гейши» - путь режиссёра Роба Маршалла.
По дороге он потерял рецепт «Как рассказать историю на миллион долларов», зато приобрёл немногословие классика.
Танец, который исполняет главная героиня, достоин того, чтобы учить по этой сцене мастерству композиции. Это собранная в одной точке судьба самой гейши и того искусства, которое исчезает вместе с ней - «умирающий лебедь», только с зонтом.
Когда Маршалл снял «Чикаго», он предложил публике не просто киноверсию мюзикла. Он показал изнанку одного из главных американских мифов - о триумфе одиночки и той цене, что приходится платить за победу. Экранизируя книгу Артура Голдена, режиссёр подходит к миру гейш с той же меркой: в этой корпорации конкуренция не менее свирепая, чем в среде топ-менеджеров, у этой касты свои лидеры и свои изгои.
Биография героини спрямлена логикой мелодрамы.
Зрительницы поверить не могут: неужели так хорошо всё кончится?
Фон - условно японский, как на открытке; противостояние циничной гейши и неискушённой дебютантки задано слишком лобово. Но всё это, как и затянутость фильма, можно простить за красоту каждого кадра, каждой монтажной фразы, подтверждающую японский секрет: «гейша творит ускользающий мир».
«Мемуары гейши» получили «Оскар» за лучшую операторскую работу. Критики ограничились кисловатыми рецензиями, а жители Страны восходящего Солнца негодовали, что японских девушек играют китаянки.