Под литературным, или кинодетективом обычно подразумевают историю расследования некоего, вполне конкретного преступления. Знающие люди (не то что мы тут) ещё выделяют при этом "классический детектив", содержащий некую загадку, которую проницательный (или как получится) сыщик должен разгадать к финальным титрам и детектив "крутой", полицейский или криминальный, в зависимости от лица кого ведётся повествование.
Картина "Город принял" по сценарию братьев Вайнеров, строго говоря, не подходит ни под один из этих критериев. Это скорей "производственная драма", в основу которой положены сутки работы следственно-оперативной группы ГУВД Москвы, от приёма до сдачи дежурства.
Преступления, конечно, будут, куда же без них? Телефоны дежурной смены почти не умолкают. Будет и загадка. Правда, решить её, пожалуй потрудней, чем вычислить очередную акулу преступного мира. Почему люди выбирают эту профессию, ради чего годами обрекают себя на тревожные ночи, мотаясь по вызовам и чужим адресам? У каждого участника опергруппы: сыщика Тихонова, следователя Скуратова, эксперта-криминалиста Халецкого и судмедэксперта Маргариты Ушаковой своя версия.
Возможно, перед нами один из самых лиричных фильмов о милиции, если позволена будет такая вольность. Хотя ещё Гилберт Честертон создавая эссе в защиту жанра утверждал, что важнейшее достоинство детектива состоит в том, что в нём выражается ощущение поэзии современной жизни и сетовал, что большие писатели, его современники, "уклоняются от описания той волнующей атмосферы и того момента, когда глаза большого города по-кошачьи загораются во тьме".
Как перекликается это с закадровой фразой произносимой от лица главного героя на фоне пейзажей вечерней Москвы, проплывающих за окнами оперативной машины: "Вот и кончается день, подошли сумерки - самое неуловимое время суток. Самое любимое моё время."
В настроении картины это ощущается, и для меня это означает, что фильм удался, несмотря на то, что можно спорить о деталях. Насколько смещены акценты по сравнению с первоисточником, как изменились характеры персонажей. По книге опер Тихонов куда более жесткий и его конфликт с напарником следователем вовсе не имеет налёта интеллигентной кухонной беседы. Кстати, не совсем понятно, для чего следователя Скуратова в фильме сделали прокурорским, что бы в финальной сцене он оказался безоружным, не иначе.
И был вечер, и было утро. Желтый милицейский "рафик" обязательно появится там, где нужны люди способные "ударится сердцем о чужую беду". Скажете, так не бывает, вы вообще о чём? Вокруг посмотрите, автор!
Да по разному бывает, отвечу я. И тогда, и сейчас по разному.
4/5 Роман Ужасов для Kin0guru