Найти в Дзене

Скафандр "Стриж" для корабля «Буран» - катапультирование на скорости 4 мах.

Данная статья является логическим продолжением моей публикации о катапультном крсле К-36РБ, предназначенном для многоразовой космической системы «Буран». Ознакомиться с которой можно перейдя по ссылке.

Общий вид скафандра "Стриж" и катапультного кресла К-36РБ
Общий вид скафандра "Стриж" и катапультного кресла К-36РБ

Скафандр для космического корабля «Буран» был разработан на АО "НПП "Звезда". В качестве прототипа для изделия "Стриж" послужил космический спасательный скафандр «Сокол», адаптированный под сочетаемость с катапультным креслом К-36РБ.

Скафандру для КК "Буран" было присвоено название «Стриж».

-2

В отличии от СК "Сокол", СК "Стриж" имел внешнюю силовую оболочку, со встроенной в нее подвесной системой парашюта.

Вентиляция скафандра была выполнена по той же схеме, что и вентиляция СК "Орлан". За основу внутренней вентиляции, была принята система СК «Орлан», а во внутрескафандровом пространстве размещено устройство для питья.

Привязная система интегрирована с защитной оболочкой являясь единым целым.
Привязная система интегрирована с защитной оболочкой являясь единым целым.

Для достижения сочетаемости с катапультным креслом и его заголовником, большим изменениям подверглась задняя часть шлема.

Дополнительная термозащитная оболочка
Дополнительная термозащитная оболочка

В случае разгерметизации, рабочий режим давления в скафандре составлял общепринятые для российской космонавтике 0,4 кгс/см2.

Но главной изюминкой скафандра «Стриж» было требование обеспечения безопасности членов экипажа при катапультировании на этапе выведения на орбиту при скоростях М=3-4 мах и высотах 30-40км. Одной из главных проблем было обеспечение защиты от перегрева скафандра: оболочка СК изготавливалась из термостойкой ткани СВМ (сверхвысокомодульное волокно). Кроме того, поверх скафандра надевался дополнительный жаропрочный костюм из кожи и металлизированной ткани, а внутри оболочки СК установили дополнительные теплозащитные панели. Остекление шлема имело дополнительное остекление. Говоря о двойном остеклении хочу отметить, что остекление СК «Сокол» тоже имеет второе защитное стекло, однако оно установлено не герметично в отличии СК «Стриж».

Оплавившееся остекление после катапультирования
Оплавившееся остекление после катапультирования
-6

На этапе испытаний было проведено пять натурных экспериментов, во время которых были произведены катапультирования СК «Стриж» с катапультным креслом К-36РБ (по некоторым данным К-36МЭСО) из экспериментального сбрасываемого отсека (ЭСО) на скоростях 3,2-4,1 мах и высотах 35-40 кмво время плановых не пилотируемых полетов.бщий вид скафандра "Стриж" в сочетании с катапультным креслом К-36РБ

Данная статья является логическим продолжением моей публикации о катапультном кресле К-36РБ, предназначенном для многоразовой космической станции «Буран» т.к. оба этих изделия сложно рассматривать в отдельности друг от друга. Ознакомиться с публикацией о кресле К-36 РБ и получить более целостное представление о системе спасения МКС «Буран» можно перейдя по этой ссылке.

*При написании статьи использованы материалы из книги "Космические Скафандры России" И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и изделия хранящиеся на АО "НПП "Зввезда"