Обычно платежи за ЖКХ начисляет управляющая компания дома. В сумму, как правило, входит оплата отопления, воды, электричества, техобслуживания дома, вывоз мусора. Счет в квитанции примерно одинаковый из месяца в месяц. Но случается, что управляющая компания ошибается в расчетах сознательно или в результате халатности.
В каких случаях нужно требовать перерасчет
Перерасчет возможен, если услуги были некачественными, например, часто отключали воду или она подавалась ржавой. Кстати, отключение воды более чем на 4 часа единовременно – недопустимо. В этом случае нужно составить претензию в управляющую компанию, а к ней приложить описание и фото- или видеодоказательства услуг ненадлежащего качества.
Если в квартире долгое время никто не жил, тоже можно сделать перерасчет. В УК нужно представить билеты или другие доказательства проживания в другом месте.
Сумма, значительно превышающая прошлый месяц – тоже законная причина перерасчета. Собственнику следует составить письмо с просьбой подробного отчета о начислениях за каждую услугу. Можно уточнить действующие тарифы на сайте администрации или ТСЖ, самостоятельно сделать расчет и затем приложить к жалобе.
Льготы на ЖКХ меняют сумму оплаты, а игнорирование их при расчете — серьезное нарушение прав. Одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи могут оформить такие льготы в соцзащите, после чего нужно подать эти сведения в УК.
Куда нужно обращаться
Управляющая компания должна рассмотреть жалобу за 5 рабочих дней и выяснить причину неверных начислений. Если разбираться отказались или затянули с решением, можно обратиться в государственную жилищную инспекцию.
Если неверный расчет связан с некачественными услугами, нужно жаловаться в Роспотребнадзор, приложив все доказательства.
Если и там не помогли, можно пойти в прокуратуру, которая направит в УК требование устранить ошибку. Прокуратура рассматривает и коллективные жалобы жильцов. Иск в суд подают в крайнем случае, если ни одна инстанция не решила проблему. В данном случае заявителю придется оплатить пошлину и представить доказательную базу нарушения своих прав.
Пишем жалобу
Жалобу можно написать в свободной форме, главное – указать данные обеих сторон и причины, по которым необходим перерасчет. Обязательно нужно приложить все нужные бумаги – копии документов на квартиру, квитанции о начислениях и оплате ЖКХ, основания для жалобы.
Ответственность обслуживающей компании
Если будет установлено, что управляющая компания нарушила права жильцов, ее обяжут сделать перерасчет и заплатить штраф в 50% от суммы превышения.
Эта сумма пойдет на оплату коммунальных услуг истца.
Если же выяснится, что ошибка произошла по вине собственника, например, он неправильно подал показания счетчика, вся его переплата пойдет в счет будущих платежей.