А вам при чтении “Евгения Онегина” не приходи в голову этот вопрос?
Я, вообще, люблю творчество Льва Толстого за правду и хорошее обоснование всех действий героев. Зачем Вронский начал таскаться за Анной? Почему Левин женился на Кити, а Николай Ростов - не женился на Соне? И так далее.
Когда в мотивации героев возникает некий провал, я нервничаю. Объяснение “потому что” меня не устраивает. А в “Онегине” как раз такой пробел или намеренное умолчание. Приходится читать, как умею, между строк.
А умею я так.
Генерал был немолод, но по каким-то причинам не женат. Может, вдовец, а может, просто не женился в свое время. На самом деле то, что тогда люди рано женились, большой миф. Рано женились и выходили замуж далеко не все. Та же классическая литература говорит нам об этом.
Но почему состоятельный и вхожий в высший свет (причем Петербурга, а не уездного города) генерал поехал на ярмарку невест? Неужели не было подходящей невесты с более высоким статусом, чем провинциальная, бедная, да и не слишком красивая Татьяна?
Да все просто. Эта тема неоднократно возникает в русской классике. Возьмите хоть Ганю Иволгина, хоть господина Лужина, хоть чеховского носителя “Анны на шее”.
Жениться, чтобы жена была заведомо в низшем положении, и вечно испытывала благодарность за спасение из нищеты. Которую легко было бы, в случае чего, держать на коротком поводке.
Достаточно низкий мотив. Который может потешить только весьма посредственного человека.
Но, как бы там ни было, генерал женился.
Но почему тогда все сложилось иначе, и генерал получил такую жену, от гордости за которую “и нос и плечи поднимал”?
Потому что получил больше желаемого. Татьяна от природы не была очень красива, но была умна. Не образованна и начитанна (в образовании у провинциальных дворян были пробелы, а начитанна она была только глупыми романами), а умна по-житейски. И быстро училась.
Когда человек из низов попадает в высшее общество и получает доступ к деньгам, он может очень быстро подняться не просто до уровня, а еще выше. Стать даже лучше, чем те, кто там всю жизнь варился, с рождения был с серебряной ложкой во рту.
А другие - сколько денег им ни дай, все равно будут - “деревня, которую не вывезти из девушки”. Ни к деревне, ни к социальному происхождению это не имеет отношения, это просто такие люди.
Так вот, Татьяна выгодно выделялась на фоне других. Какие типажи взрослых женщин из высшего круга (не девчонок) можно найти в русской литературе? Элен Курагина, с ее голыми плечами и вообще слишком раздетая. Пошлая фальшивая Бетси Тверская.
Анна Каренина в начале романа проста и естественна, не кокетлива, но в ней едва прикрытое сумасшествие, только спичку поднеси - взорвется. Марья Болконская полна достоинства, но очень закрытая и блистать в свете не может.
А Татьяна могла сочетать все: способность блистать, не быть на грани помешательства и одновременно быть простой и естественной, но не затворницей. Откуда это? Хорошее сочетание: человек с внутренним благородством и достоинством получил доступ к деньгам и положению в обществе. Вот генерал и гордился.
Вот за это я люблю Татьяну. Вот это для меня лучшее в романе. А не “Но я другому отдана”. Единственный раз ее подвела невозмутимость. Могла бы молча бровью повести и отвернуться. А она объясняла еще.
Почитать еще:
#дсг_книги
Картина "Неравный брак". Почему деду - намного хуже, чем невесте
Чайлдфри в классической литературе