Когда я начинаю заводить шарманку про стандарты и регулирование, меня одергивают следующим аргументом: существует рынок. То есть предложение, порожденное спросом. И он диктует правила.
Тема бесконечная, для конкретики прикоснусь к аптечному вопросу. При всем удобстве (наличие и ассортимент препаратов) реклама лекарственных средств вызывает у меня недоумение. Дело даже не в том, что одинаковые действующие вещества, завернутые в разные бренды, различаются в цене (в некоторых случаях можно подискутировать насчет степени очистки, биодоступности и т. д.). Почему-то принимать решение о покупке лекарства предлагают пациенту. Как будто он сам себе должен поставить диагноз.
Доведя до абсурда, можно рекламировать хирургический инструмент, капельные системы, наборные иглы и анестетики. Если можно назначить себе терапию, почему бы самостоятельно не провести оперативное вмешательство?
«Рецепт» происходит от латинского «возьми». С этого слова начинается письменное обращение врача к фармацевту на специальном бланке. В соответствии с ним в аптеке изготавливают препарат (или берут готовый с полки), отпускают через окно пациенту и уточняют, как им пользоваться. Задача больного — обменять рецептурный бланк на лекарство и следовать назначениям.
Да, существуют безрецептурные препараты, отпуск по назначению врача, народная медицина и острая необходимость выпить что-нибудь от цистита, когда в прошлый раз помогло. Но вряд ли этим можно объяснить наличие корзинок из супермаркета в некоторых аптеках и скидки на капли в нос по понедельникам.
Я хорошо помню первые ролики болеутоляющих по телеку про две таблетки, которые бьют точно в цель. На фоне пустых аптек и тотального дефицита это было объяснимо. Но вот скрипты допродаж в 2020, когда фармацевт автоматом предлагает витамины, морскую воду и леденцы без сахара, понять никак не могу.