Есть несколько уровней мотивации в порядке убывания силы мотивации:
- Чувство ответственности за других
- Профессиональная этика
- Персональная ответственность
- Только деньги
Эти уровни неразрывно связаны с размером личности, кругозором, одухотворённостью людей.
И нюанс в том, что люди с более высоким уровнем мотивации могут включать все предыдущие. Но бывает, что не включают. То есть существуют люди, которые искренне служат другим от всего сердца и при этом хотят больше зарабатывать. А есть люди, которые также искренне служат другим, но деньги их несильно интересуют.
Виды нематериальной мотивации сотрудников
Людей на трёх верхних уровнях нужно мотивировать пятью нематериальными вещами:
- Миссия, направленная на пользу для многих, ценности компании. А также стратегия, ведущая к реализации миссии.
- Профессиональное развитие, усиление навыков и увеличение масштаба ответственности и влияния
- Этика, соблюдение законодательства, выполнение обязательств, справедливость.
- Игры
- Любовь
Людей, которых интересуют только деньги, не мотивируют вышеперечисленные вещи. Для них это пустой звук. Они даже могут воспринимать попытки их мотивировать чем-то кроме денег как хитрость, чтобы не платить им больше.
Думаю, что более менее понятно со способами мотивации: миссия и стратегия, развитие и этика. Надеюсь.
Разберёмся с играми и любовью подробнее.
Игры как вид нематериальной мотивации
Это когда мы устраиваем либо соревнования, либо квесты (придумываем миры). Либо совмещаем.
Варианты соревнований:
- Лучший продавец недели
- Лучший сотрудник месяца (по приросту конечного результата)
- Превысить результат предыдущего периода
- Обогнать конкурента.
- Можно совмещать все варианты выше или часть.
- Придумайте свой вариант.
Конечно же, для хорошей и интересной игры важны призы. И вот тут можно ввести понятие "условно нематериальная мотивация", то есть потребуются затраты какие-то, и они могут быть от минимального размера до какого угодно на любой бюджет.
Примеры интересных призов для сотрудников
Бюджет минимальный. Билеты в кино, театр, цирк - куда угодно (Биглион) - тут фишка давать два билета, чтобы вторые половинки сотрудников благодарили компанию и поощряли работу в компании.
- Ужин с руководителем
- Экскурсия на производство (для тех фирм, у кого административный офис и производство раздельно находятся)
- Командировка
- Новая модель техники, используемой в работе (не дарится, а используется, оставаясь на балансе фирмы)
- Один лишний выходной в месяц
- + Пару дней к отпуску
- Босс даёт покататься несколько дней на своей тачке (если крутая)
- Обучение за счёт компании (полностью не рекомендуется, только частично - в обучении очень важно, чтобы человек сам что-то заплатил)
- Встреча с легендой (в некоторых нишах есть известные, авторитетные люди, с которыми могут быть знакомы собственники - в процессе встречи собственника с известным человеком можно пригласить победителя и представить его, коротко побеседовать).
- Придумайте свои варианты.
Любовь как мотивация сотрудников
Мы знаем 5 проявлений любви:
- Похвала - благодарность, признание, восхищение, вера в человека
- Время - поговорить с человеком о нём или на те темы, которые ему интересны
- Подарки
- Помощь - вместе с ним сделать что-то
- Прикосновения
Важный нюанс. У каждого человека свои потребности в проявлениях любви. Поэтому если у человека потребность в похвале, а ему дарят подарок, он может не испытать любви к себе. И наоборот, если человек чувствует брат к себе, когда ему дарят подарки, а его хвалят, он не оценит и не будет рад и благодарен. Возможно, умом он поймёт, но чувства не испытает. А чувства очень важны, чтобы мотивировать людей.
Поэтому, желательно либо знать каждого сотрудника, что он любит. А для этого можно просто с каждым поговорить и выяснить - это нужно делать когда составляется индивидуальный план развития.
Либо нужно совмещать сразу несколько вопросов проявления любви.
Примеры проявления любви к сотрудникам
- Публично поблагодарили и рассказали о достижении человека, вручили ему кубок победителя или грамоту.
- Наедине поинтересовались о целях, интересах , жизни человека
- Сделали подарок
- Помогли ему продвинуться в рабочих моментах: советом, рекомендацией, книгой, инструкцией или знакомством с нужным человеком. Или ещё как-то.
- Отбили ему пятюню. Возможно, приобняли, если это допускается с обеих сторон.
Желаю очень высокой мотивации читателям и их сотрудникам!
Скачайте PDF-руководство по отделу продаж ▶▶▶ http://mindform.online/op-quiz?from=dzen