Найти тему
Navygaming Channel

"Парадоксы" истории или вопросы без ответа: Дистанция артиллерийского боя - французы снова удивляют

При изучении исторических материалов иногда возникают вопросы на которые не можешь сразу найти тот или иной ответ, или разумное объяснение. Причем это могут быть довольно сложные вопросы, например, почему контр-адмирал В.К.Витгефт в сражении в Желтом море разместил свой КП на верхней палубе "Цесаревича", или как капитан "Сиднея" мог подпустить неизвестный корабль на дистанцию кинжального огня. Сразу скажу, данные примеры уже имеют большое количество версий, обоснований и пояснений, и они мне известны, а главное не имеют отношения к низложенному ниже. Привел эти факты просто для примера.

Но есть большое количество мелких вопросов, которые могут вызывать удивление, причем они вроде как и не особо значимы, или на них просто не обращали внимание из-за их малозначительности. Но такие моменты увлекают, заставляя разобраться, однако они так и остаются не решенными. Давайте попробуем обратить внимание на некоторые из них. И у нас снова французы.

Демонтаж 305-мм орудия на броненосце "Мирабо" (тип "Дантон") в Севастополе
Демонтаж 305-мм орудия на броненосце "Мирабо" (тип "Дантон") в Севастополе

Итак, летом 1911 года французский флот пополнился шестью броненосцами-додреноутами типа "Вольтер", здесь не будем обсуждать необходимость строительства подобных кораблей, заложенных на год позже как британский "Дредноут" вошел в строй. Обратим внимание на одну деталь. Эти корабли получили 305-мм орудия главного калибра обр.М1906 в двух башенных установках, имевшие угол возвышения 12 градусов и обеспечивающих стрельбу на дистанцию 14500 м. Справедливости ради, отметим, что кроме четырех 305-мм/45 орудий "дантоны" были вооружены двенадцатью 240-мм/50 орудиями с дальностью стрельбы 14000 м (угол возвышения - 13 градусов). В этом нет ничего удивительного для додредноутов, особенно если для примера вспомнить, что орудия все того же "Дредноута" при угле возвышения 13,5 градусов могли вести огонь на 15000 м.

Орудийные башни линкора "Курбэ"
Орудийные башни линкора "Курбэ"

Однако первый французский дредноут "Курбэ" (заложен в 1910 году, вошел в строй - в 1913 году) в качестве основного вооружения получил двенадцать 305-мм/45 орудий обр.М1906/1010 в шести башнях, имеющих угол возвышения 12 градусов и дальностью стрельбы 13500 м. То есть французский серийный дредноут получил орудия ГК, уступающие по дальности стрельбы не только двенадцатидюймовкам додредноутов, но и их 240-мм орудиям.

-3

Может быть такая была мировая тенденция? Но нет, британцы на с "Сент-Винсента" перешли на 305-мм/50 орудия, которые при угле возвышения 15 градусов могли достать противника на дистанции более 19000 м. Дальность 305-мм/45 орудий американского "Мичигана" и "Делавэра" при угле возвышения достигал 22900 м, а русские 305-мм/50 орудия "Севастополя" могли "забросить" 470-кг снаряд на дальность 24400 м (при угле возвышения 25 градусов).

Может быть французы ориентировались на вероятных противника, у которого были пушки с низкой дальностью стрельбы? Но одинадцатидюймовки "Нассау" при угле возвышения 20 градусов могли вести стрельбу на дальность до 18900 м, а 305-мм/50 орудия "Гельголанда" - на 16200 м (13,5 градусов).

Возможно это можно было бы списать на ошибку, экономию или какой то определенный расчет (а ведь он все таки был, как например у немцев с их 280-мм орудиями), который можно было бы выправить. Но в 1912 году французы закладывают свою первую и единственную серию сверхдредноутов типа "Бретань" (вошли в строй в 1915-1916 гг.). Новые корабли получают довольно мощное 340-мм/45 орудие, однако башенные установки новых линкоров обеспечивали все тот же угол возвышения в 12 градусов, что соответствовало дальность стрельбы до 14500 м.

340-мм орудийные башни линкора "Бретань"
340-мм орудийные башни линкора "Бретань"
Для справки: 343-мм/45 орудия линкора "Орион" - 21700 м (угол - 20 градусов); 381-мм/42 орудия линкора "Куин Элизабет" - 21700 м (угол - 20 градусов); 380-мм/45 орудия "Байерна" - 20250 м(угол - 16 градусов); 356-мм/45 орудия линкора "Нью-Йорк" - 21000 м (15 градусов).

Сейчас сложно понять и объяснить, почему французские адмиралы приняли решение о том, что дистанция артиллерийского боя для современных линкоров должна составлять не более 14 000, возможно они "жили" впечатлениями Ялу и Цусимы, когда флоты противника закидывали друг друга градом фугасных снарядов на дистанциях 40-50 кбт, или сомневались в своих системах управления стрельбой. Но начавшаяся война все расставила на свои места.

По отчетам британцев, которыми они поделились с французами, в сражениях 1915-1916 годов огонь открывался с 17-19 км, в самом бою дистанция была не меньше 12,5-13,5 км, а попадания и накрытия отмечались на 16-17 км. Дистанции менее 13000 м предлагалось считать малыми, от 13000 до 18000 м - средними, а более 18000 м - большими, и это для Северного моря и Атлантики! Для Средиземного моря, основного ТВД для французского флота средней дистанцией предлагалось считать 16 км. Уверен, что и читатели сами могут найти примеры, подтверждающие эти данные.

Орудийные башни линкора "Лоррейн" первыми получили увеличенный угол возвышения
Орудийные башни линкора "Лоррейн" первыми получили увеличенный угол возвышения

Как могли бы себя чувствовать в таких условиях французские сверхдредноуты с пушками, стреляющие максимум на дальность 14500 м, могли бы наверное рассказать экипажи крейсера "Зента" и броненосца "Слава" (но уже не расскажут). Однако французам повезло - на их долю не выпало участие в боевых столкновениях с линейными силами противника, и при первом удобном случае они постарались исправить свои ошибки и увеличить различными способами дальность стрельбы своих орудий ГК.

Но вопросы так и остаются - "Почему" и "Зачем" изначально было введено такое ограничение. По крайней мере вопросы остаются у меня...