5 ноября в российский прокат вышел кинофильм корейского режиссера Хон Сан Су «Женщина, которая убежала». Пойдет ли зритель на него – вот вопрос. Приходится удивляться российским прокатчикам – не пускать на широкий экран лучшие корейские боевики и триллеры и понадеяться на зрительский успех артхаусного кино плодовитого режиссера Южной Кореи. Вероятно, показалось интересным показать российскому зрителю работу, получившую награду недавнего Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Конечно же, высокая оценка европейского фестиваля не совпадает со зрительскими рейтингами, которые на родине скромны почти у каждого фильма Хо Сан Су – а их у него около 20, в год он снимает один-два фильма. Зато о них много написано, а я видела два фильма, которые досмотрела честно от начала до конца, тогда как от просмотра остальных отказалась из-за начальных кадров.
Всего интереснее в фильмах режиссера его особенной стиль и технические приемы – они одни и те же, отпечатавшиеся в каждой его картине. Это отсутствие видимых происшествий, когда длинные планы воспроизводят, на первый взгляд, ничего не значащие поступки и разговоры как текучую жизнь без каких-либо видимых всплесков и сюжетных поворотов. И это зрителю, привыкшему к жанровому кино и сериальной эстетике, не очень-то по вкусу, зато понравится тем, кто захочет вступить в диалог с его автором. Кроме того, он постоянно снимает актрису Ким Мин Хи (их любовная связь стала скандальной в глазах общества, потому что жена режиссера не дает ему развода), она-то и занята в главной роли в новой ленте «Женщина, которая убежала», а также известна одной из главных ролей в нашумевшем фильме «Служанка». В четырех его фильмах снялся Ли Сон Гюн – звезда корейского полного метра, сыгравший в «Паразитах» роль буржуа Пака, а также главные роли в высококлассных сериалах, таких как «Паста», «Первое кафе Принц», «Мой аджосси». Еще режиссеру важна феминистская тема, почему-то образы героинь, не только героев-мужчин, можно вполне справедливо считать автобиографическими. Я прочитала в одной из рецензий, что героиня кинофильма «Хэ Вон – ничья дочь» (2013) – это грёза самого режиссера. Соглашусь с этим, потому что в еще одном фильме этого же 2013 года «Наша Сон Хи» выведена героиня, имя которой также вынесено в название фильма и в образе которой, думается, сублимирована собственная рефлексия режиссера.
Кинофильм «Хэ Вон – ничья дочь» – 14-й по счету в фильмографии Хон Сан Су, затронул вопросы, беспокоящие, даже мучающие каждого человека, например, такой: что останется от него после его ухода из жизни. Молодая девушка-студентка Хэ Вон (актриса Чон Ын Чхэ) на этот вопрос, заданный любимым мужчиной режиссером Ли (его играет Ли Сон Гюн), ответит, что человек останется жить в памяти других людей, а вот все муки и несчастья их незаконной любви (у него имеются жена и ребенок) разрешит только смерть. Мастером называют студенты киношколы своего профессора Ли, а он своим отрицанием-ложью о том, что не встречается с Хэ Вон, не выглядит авторитетом в их глазах. Сцена в кафе, где студенты выказывают неодобрение к его притворству, вызывает неловкость у всех, но более всего у самой девушки. Сам профессор выглядит очень уж нескладным и несчастным из-за своей двойной жизни, трусливо просит любимую девушку скрывать их любовь от всех.
Хэ Вон – красивая девушка, но тоже не очень счастливая. Ее не любят сокурсники. Мало того, что полюбила женатого преподавателя и затем рассталась с ним, еще и с родителями нет близости – они живут раздельно, от отца она съезжает, с матерью прощается перед ее отъездом к сыну в Канаду, т.е. навсегда. Очень одинокая, она часто засыпает в библиотеке над книгами, и потому все события в фильме – это ее сны и мечты вперемежку с реальностью. Одиночество приводит к возобновлению встреч с профессором Ли, и эта мучительная связь ощущается обоими как общее несчастье. Но в сновидениях Хэ Вон их любовь выглядит более светлой и счастливой. Так, слушая музыку Бетховена из смартфона любовника, она говорит ему: «Эта музыка лучше, чем прочитать 100 книг». Так режиссер подчеркнет мечту о счастье героини, когда она во сне головой касается книг или в одиночестве посещает книжный магазин. А еще героиня, наивная и честная, скажет (или режиссер ей подскажет), что актерскому мастерству нет необходимости учиться, если умеешь просто жить непридуманной жизнью и во сне, и наяву .
В кинофильме «Наша Сон Хи» главная героиня (актриса Чон Ю Ми) встречается по очереди с тремя мужчинами – преподавателями киношколы, которую она окончила. У одного она просит рекомендательное письмо, чтобы уехать учиться в США, другого окликнет и за распитием в кафе соджу убедится в том, что не напрасно рассталась с ним. А в третьем, выпив немало спиртного с ним, почувствует на время встречи родственную душу. Все трое мужчин затем, не случайно встретившись, обсуждают девушку, называют ее странной, смелой, артистичной натурой.
И вновь герои-мужчины в картине Хо Сан Су – режиссеры, мастера, преподаватели киношколы выглядят не очень удачливыми, своим поведением – особенно неказистым у героя, которого играет Ли Сон Гюн, не могут ответить на главный мучащий ее вопрос – почему она не может понять себя, кем она в их глазах является настоящей. А слова одного из них, кстати, мудрые, хотя тут же забытые, содержат ответ: твоя затеянная учеба на самом деле не что иное, как попытка уйти от себя и потому бесполезна. А другой профессор тоже обронит: надо делать то, что нравится. Но встретившись втроем и озадаченные не-появлением их ученицы, заключают, что она все усложняет, что снова исчезнет на несколько лет, и практически не понимают ее метаний и попыток самоутверждения. Все три встречи сопровождает песенка, видимо, хитовая, в которой женский голос обращен к мужчине с сомнением о том, была ли их встреча счастьем и не была ли просто сном. Этот комментарий многое может объяснить в замысле артхаусного фильма: с одной стороны, хорошая и честная девушка Сон Хи столкнулась с беспомощностью взрослых мужчин объяснить ее поиски своей идентичности, и с другой - она напомнила им собственные сомнения, метания, странности, которые так свойственны творческим натурам.
Кинофильмы Хо Сан Су, странные, непонятные в своей обыденной простоте, непридуманности, выражают его рефлексию, иронию по отношению к своей мужской профессии, и в образах женщин воплощают его грёзу-мечту о подлинности (и пользе) своего искусства.
Если статья понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на мой канал. Спасибо!