Мы все хотя бы раз слышали о Dungeons & Dragons или видели, как в неё играют персонажи популярных сериалов вроде «Очень странных дел» или «Теории большого взрыва». Скорее всего, вы играли как минимум в одну игру, основанную на этой ролевой системе. Planescape: Torment, Neverwinter Nights или серию Baldur’s Gate, третья часть которой недавно вышла в ранний доступ Steam.
Поклонники D&D вовсю обсуждают, верна ли она духу первоисточника и сохранила ли она его правила, — но в чём, собственно, заключаются эти правила? Как раз в этом мы и попробуем разобраться. Что такое D&D, как система менялась с годами, какие элементы сохранились ещё с 70-х, какие появились недавно, и, наконец, почему Baldur’s Gate II и Baldur’s Gate III так сильно различаются. Для простоты возьмём только изменения в основных книгах, не трогая многочисленные дополнения.
Chainmail
Настольный варгейм Chainmail, разработанный Гэри Гайгэксом в 1971-м — непосредственный предшественник D&D. Игры с миниатюрами пользовались популярностью в США ещё с середины XX века, но обычно правила сосредотачивались на античности, Наполеоновской эпохе или одной из мировых войн. Другие периоды, в частности, Средневековье, многим казались неиграбельными. Гайгэкс хотел развеять этот стереотип, и потому специально написал правила для сражений во времена рыцарей.
Гайгэкс, будучи обстоятельным человеком, составил подробную схему того, что игрок должен выкинуть на кубике, чтобы воин с определённым оружием нанёс успешную атаку по врагу в определённых доспехах. Эта базовая схема из соотношения атаки, защиты и кубика сохранилась в D&D до сегодняшнего дня, хотя со временем снаряжение заменили навыки. Кроме того, система рытья подкопов, где игрок передавал ведущему скрытую карту тоннеля, постепенно дорисовывая новые сегменты, легла в основу исследования подземелий.