Сентябрь
Минэкономразвития России предлагает перевести деловой документооборот в электронный вид
В продолжении законотворческой инициативы по формированию законодательства "об электронных архивах документов" Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ законопроект, в соответствии с которым предлагается регулирование вопросов конвертации электронных документов, их хранения, создания электронных и/или материальных дубликатов документов.
В частности, законопроект позволит решить следующие задачи:
- появится возможность создания электронных дубликатов бумажных документов равнозначных исходным бумажным документам при одновременном выполнении определенных условий;
- электронные документы можно будет конвертировать в другие форматы, такие конвертированные документы будут считаться равнозначными исходным также при соблюдении определенных условий;
- будут установлены требования к осуществлению деятельности по созданию и хранению электронных дубликатов документов, предусмотрена государственная аккредитация такой деятельности;
- будут установлены общие требования к порядку хранения электронных документов;
- предусмотрена возможность сокращения срока хранения исходных бумажных документов (в общем случае — до одного года) при создании их электронных дубликатов и выполнении определенных условий.
Нормы законопроекта будут распространяться на все юридически значимые документы, если иное не будет установлено иными нормативными правовыми актами.
Минтранс России переходит к практической части эксперимента по внедрению электронных транспортных накладных и путевых листов
Ведомство сообщило, что с 1 по 30 октября 2020 года транспортные компании и операторы электронного документооборота примут участие в эксперименте по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) на автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов.
Эксперимент проводит подведомственное министерству ФБУ «Росавтотранс».
Цифровое взаимодействие между представителями бизнеса и государства обеспечит наличие прототипа единой государственной информационной системы, разработанного ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.
При этом, учитывая требования российского законодательства, документы в рамках эксперимента будут заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.
Правительство РФ переименовало Минкомсвязь в Минцифры
За Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России официально закреплено сокращенное название Минцифры.
Также закреплены полномочия Минцифры в области госрегулирования работы удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон и проверки соблюдения ими требований закона «Об электронной подписи».
Финансовое обеспечение ответственности за ущерб, нанесенный ненадлежащей проверкой электронной подписи, составит 300 млн руб.
Минцифры России опубликовало для общественного обсуждения проект постановления правительства «Об утверждении размера финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам при оказании им услуг доверенной третьей стороны».
В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 18.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», наличие финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам при оказании услуг доверенной третьей стороны, является необходимым условием для аккредитации в качестве доверенной третьей стороны.
Проектом постановления предлагается установить финансовое обеспечение в размере 300 млн. руб.
Разработан порядок получения достоверной информации о дате и времени подписания электронного документа (метка доверенного времени)
Метка доверенного времени создается доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром или оператором информационной системы с использованием программных и/или аппаратных средств, прошедших процедуру подтверждения соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Метка доверенного времени может быть присоединена к подписываемому документу с целью обеспечения достоверной информации о моменте подписания электронного документа или связана с подписываемым документом иным способом.
В приложении к проекту приказа приведены требования к структуре метки доверенного времени.
Минкомсвязь России разработала проект требований к формам электронных доверенностей
Электронная доверенность должна содержать информацию о доверителе и представителе.
Также в машиночитаемом документе должны быть указаны дата совершения доверенности, срок ее действия, идентификатор полномочий или описание полномочий (если в классификаторе отсутствует необходимый код).
Участники электронного взаимодействия могут заключать соглашения о включении и иной информации в электронную доверенность.
Утверждена электронная форма договора участия в долевом строительстве
Договор участия в долевом строительстве (ДДУ), а также соглашение о внесении в него изменений и соглашение (договор) об уступке прав требований по ДДУ могут быть заключены в форме электронного документа:
- в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных;
- до утверждения XML-схемы — в виде файлов в формате PDF/A-документов с текстовым слоем, обеспечивающим поиск информации по содержимому файла, созданных с использованием специализированного программного обеспечения.
Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью сторон таких договоров либо — в установленных случаях — усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Также Росреестром определены требования к содержанию ДДУ в электронной форме и к документам, являющимся приложением к договору.
Приказ вступает в силу 22 сентября 2020 года.
Предлагается перевести представление статистической отчетности исключительно в электронную форму
Согласно внесенному в Госдуму РФ законопроекту первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, будут предоставляться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Исключение составят только случаи, когда представление сведений на бумажном носителе прямо предусмотрено каким-либо федеральным законом.
При этом в отношении малого бизнеса требование о представлении статистической отчетности только в электронном виде будет применяться с 1 января 2022 года.
Документы о переходе на налоговый мониторинг теперь можно представить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота
Прием налоговыми органами перечисленных документов, созданных в электронной форме по форматам, рекомендуемым ФНС России, осуществляется с 1 сентября 2020 года.
К письму приложены рекомендуемые формы и форматы:
- заявления о проведении налогового мониторинга;
- уведомления об отзыве заявления о проведении налогового мониторинга;
- заявления об отказе в проведении налогового мониторинга;
- регламента информационного взаимодействия;
- информации об организациях, о физических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
- учетной политики для целей налогообложения организации;
- информации об организации системы внутреннего контроля организации.
Налогоплательщики, планирующие перейти на налоговый мониторинг с 1 января 2021 года, могут представить указанные документы в электронной форме в срок до 1 октября 2020 года. Налогоплательщики, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, могут представить указанные электронные документы в срок до 1 декабря 2020 года.
Минфин России: дата признания расходов, подтвержденных первичными учетными документами, оформленными в электронном виде, для целей налогообложения прибыли
Ведомство сообщило, что дата признания расходов в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 272 НК РФ при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ, в частности, их документального подтверждения.
При этом НК РФ не предусмотрено, что дата составления первичного учетного документа всегда должна рассматриваться как дата возникновения соответствующего расхода.
Граждане РФ смогут получать свидетельства о рождении в электронном виде
Минздрав России разработал проект приказа, согласно которому свидетельство о рождении можно будет получить в электронном виде при согласии матери.
Проектом приказа предусматривается возможность формирования медицинского свидетельства о рождении в форме электронного документа при согласии матери, а также порядок формирования и заполнения соответствующего электронного документа.
Отмечается, что возможность формирования электронной формы свидетельств о рождении позволит осуществлять их передачу из медицинских организаций в соответствующие органы для регистрации фактов рождения без личного обращения граждан.
ФНС разъяснила порядок предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде
Для формирования и направления отчетности разработаны форматы предоставления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, утвержденные Приказом ФНС России от 13 ноября 2019 года № ММВ-7-1/570@.
Форматы и бесплатное программное обеспечение для автоматизации процесса подготовки отчетности доступны на сайте ФНС.
Информация о предоставлении отчетности размещена на сайте ведомства в разделе «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности». Дополнительно размещены данные о действующих операторах электронного документооборот в разделе «Организации - операторы электронного документооборота».
Ведомство также проводит пилотный проект по эксплуатации ПО «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде».
Октябрь
ЕЭК утвердила программу организации документооборота между странами ЕАЭС с применением цифровой подписи
29 сентября 2020 года Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила программу опытной эксплуатации удостоверяющего центра службы доверенной третьей стороны интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
По итогам опытной эксплуатации к концу 2020 года проект перейдет в стадию промышленной эксплуатации. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, работы выполняются согласно графику в установленный срок.
Срок пилотного проекта «Цифровой профиль» планируется продлить
Срок пилотного проекта «Цифровой профиль», который позволяет заполнить заявку на получение кредита с помощью данных из «Государственных услуг» и автоматически подтвердить информацию из государственных систем, планируется продлить до конца 2021 года.
В отношении данных документооборота предполагается добавить еще 15 новых видов сведений в «Цифровой профиль». Например, справку 2-НДФЛ, данные из электронной трудовой книжки или об остатке материнского капитала.
Портал «Работа в России» предоставит возможность вести электронный кадровый документооборот
Определен порядок создания, использования и хранения электронных кадровых документов в рамках проводимого эксперимента по внедрению электронного кадрового документооборота (более подробно об эксперименте см. в выпуске LT in focus от 29 апреля 2020 года).
В отношении документов связанных с работой, в рамках эксперимента оператором системы утверждаются их единые форматы (формы, шаблоны).
Создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, осуществляются работодателем, участвующим в эксперименте, путем заполнения форм и шаблонов документов, представленных в системе, или загрузки проектов документов, созданных работодателем вне системы, и подписания их усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя.
Создание в системе электронных документов, связанных с работой, требующих подписи работника, осуществляется путем заполнения форм и шаблонов документов, представленных в системе, или загрузки проектов документов, подписанных работником простой электронной подписью.
Утвержден перечень государств, граждане которых смогут получить электронную визу
Напомним, что с 1 января 2021 года в России вводится единая электронная виза.
В перечень вошли 52 страны, гражданам которых был разрешен въезд по электронной визе в Россию в рамках пилотного проекта.
Электронная виза будет оформляться по Интернету для туристических, деловых, гуманитарных и гостевых поездок.
Для ее получения не потребуется приглашений, брони в отеле или каких-либо других документов, подтверждающих цель путешествия.
Консульский сбор составит 40 долл. США, детям до шести лет визу оформят бесплатно.
Опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства РФ
Даны следующие поручения:
- обеспечить к 1 январю 2023 года перевод массовых социально значимых государственных услуг в электронную форму;
- обеспечить принятие порядка упрощенной выдачи неквалифицированной электронной подписи для пользователей, имеющих учетную запись в ЕСИА.
Опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета
Дано в том числе поручение по обеспечению создания условий для перехода преимущественно на электронный документооборот при взаимодействии граждан, организаций и органов власти, в том числе обеспечение разработки цифровой платформы для электронного подписания договоров и совершения иных юридически значимых действий на базе инфраструктуры электронного правительства.
Утверждено положение о реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота
Положение определяет основы организации реестра доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота (реестр доверенных ОЭД), обеспечивающих электронный документооборот по ТКС с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Целью создания реестра доверенных ОЭД является обеспечение, в частности:
- выполнения установленных требований при обмене документами в электронной форме по ТКС;
- возможности налоговым органам исполнять полномочия по истребованию документов, в том числе счетов-фактур в электронной форме по ТКС;
- контроля со стороны ФНС России за соответствием уровня технических возможностей доверенных ОЭД и квалификации их специалистов, качества их деятельности.
Включение ОЭД в Реестр доверенных ОЭД добровольное.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.
Обновлен формат заявления о проведении налогового мониторинга
Изменения ФНС распространяются на форматы заявления о проведении налогового мониторинга, регламента информационного взаимодействия, учетной политики для целей налогообложения организации, информации об организации системы внутреннего контроля организации в электронной форме.
Также скорректирована и форма информации об организации системы внутреннего контроля организации.
ФНС разместила дополнительное приложение № 15.1 "Перечень направлений выявления рисков". Измененные версии форматов, а также XML-схемы к вышеуказанным форматам документов, планируется опубликовать на официальном сайте ФНС России разделе "Документы". Документы, созданные в электронной форме по форматам, рекомендуемым ФНС России, могут быть представлены по ТКС через оператора электронного документооборота в следующие сроки: налогоплательщиками, представившими заявление о проведении налогового мониторинга и планирующими перейти на налоговый мониторинг с 1 января 2021 года – в срок до 1 октября 2020 года; налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг за период 2020 года – в срок до 1 декабря 2020 года.
ФНС России: подтверждение расходов электронными документами и видеозаписями для целей исчисления налога на прибыль организаций
Ведомство сообщило, что для целей исчисления налога на прибыль организаций расходы, произведенные на территории РФ, могут быть подтверждены документами, оформленными в электронной форме и подписанными квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), при условии соблюдения требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ в тех случаях, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении таких документов на бумажном носителе.
При этом произведенные расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Также ведомство отметило, что законодательство РФ начиная с 1 октября 2019 года допускает возможность совершения сделки с помощью электронных либо иных технических средств при соблюдении предусмотренных Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ условий.
Пользователи портала госуслуг (ЕПГУ) получили доступ к информации о выданных электронных подписях
Минцифры России сообщает, что теперь пользователи веб-версии ЕПГУ могут ознакомиться с информацией о выпущенных на их имя квалифицированных электронных подписях (КЭП).
Посмотреть информацию о выданных на свое имя КЭП можно в личном кабинете на ЕПГУ в разделе «Настройки и безопасность», где из раскрывающегося меню следует выбрать строку «Электронная подпись».
В данном разделе содержатся данные о выдавшем электронную подпись удостоверяющем центре, ее серийном номере и сроке действия.
Минтруд России не исключает продление срока перехода на электронные трудовые книжки
Министр труда и соцзащиты России Антон Котяков в ходе встречи в режиме видеоконференции с депутатами фракции «Единая Россия» сообщил, что срок перехода на электронную трудовую книжку может быть продлен.
Разработан пакет изменений в законодательство, регулирующий участие россиян в судебном процессе в режиме онлайн, а также подачу документов в суды в электронном виде
В Минюсте России разработаны поправки, цель которых — усовершенствовать порядок подачи в суд электронных документов и установить требования к цифровому правосудию.
В отношении документооборота в министерстве считают, что юридическая значимость документов, которые подаются в суд в электронном виде, должна подтверждаться электронной подписью (либо простой, либо усиленной квалифицированной). Предусматривается возможность подачи документов в суд через личный кабинет участника судебного процесса на портале «Госуслуги», а также через систему межведомственного электронного документооборота. При отсутствии возражений суд сможет использовать те же ресурсы для извещения сторон.
При этом возможность предоставить документы суду в бумажном виде сохраняется.
Перевод госуслуг для инвалидов в электронный формат
С 1 марта 2020 года для переосвидетельствования в отношении инвалидов не потребует личного участия. Необходимые для установления инвалидности медицинские документы будут запрашиваться из поликлиник в порядке межведомственного взаимодействия. Такой временный порядок продлен до 1 марта 2021 года. Однако после того, как все лечебно-профилактические учреждения и органы социальной экспертизы перейдут на электронный документооборот, он станет постоянным. Планируется, что это произойдет через год.
Процедуры строительного надзора предлагается перевести в электронный вид
Проект соответствующего постановления размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В случае принятия документа застройщики смогут направлять извещения о начале работ, об устранении нарушений, а также об окончании строительства через портал государственных услуг.
Такие извещения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
В электронном виде можно будет предоставить и в том числе результаты экспертиз, обследований и испытаний работ и строительных материалов.
Формирование юридически-значимой бумажной копии документа
Минцифры подготовило проект постановления, согласно которому для придания бумажной копии равнозначной юридической значимости документ необходимо будет направить в один из многофункциональных центров (МФЦ), который будет осуществлять его печать и заверение.
На текущий момент не все организации готовы принимать документы в электронном виде.
Введение электронных медицинских карт
Приказ закрепляет правовой статус электронной документации, вследствие чего необходимость ее дублирования на бумаге теряется. Приказ устанавливает требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, включая обмен ими и передачу в Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ).