Торговые отношения во все времена имели большое значение. Всегда обмен вещами и технологиями совершался как способ мирного приобретения необходимых предметов обихода или оружия для охоты и войны. Такие взаимовыгодные отношения происходили и на Севере. Среди археологических находок каменного века ученые обнаруживают орудия труда, изготовленные из кремня более южных регионов, а также украшения из янтаря. Это может говорить о торговых отношениях населения Севера уже в период неолита – энеолита.
В I тысячелетии северные просторы притягивают своими богатствами всех, кто о них узнает. В это время преобладают военно-захватнические отношения. Борьба имела как внешний, так и внутренний характер. Север населяли финно-угорские племена чудь (северофины по А.К. Матвееву) и саамы. По предположению некоторых историков, отношения между ними тоже могли быть не дружественными. К середине тысячелетия с юга и юго-запада в Поонежье и в Подвинье проникают племена прибалтийских и поволжских финнов. В след за ними, к концу I тысячелетия, на север приходят славяне, а в мезенскую тундру – ненцы.
Отношение жителей севера и их соседей на рубеже тысячелетий нашей эры были разными. Это и походы русских князей за данью с чудских племен, а также с Перми и Югры, и грабительские удалые набеги новгородских ушкуйников, и разбойничьи походы викингов в Биармию. Также в это время протекает процесс новгородской и ростово-суздальской колонизации северного региона. На фоне этих не мирных исторических событий существовали и торговые отношения.
В 1989 году, недалеко от Архангельска, у р. Виткурья при впадении Северной Двины в Белое море был обнаружен клад (Архангельский клад 1989г.). Клад состоял из 1915 серебряных монет - в основном западноевропейской «германской» чеканки X-XII вв., 3 дирхемы арабской чеканки IX в. и 20 украшений: височные кольца, гривны, браслеты, древнерусские и финские подвески. Это позволило исследователю клада О.В. Овсянникову сделать предположение, что на заре Средневековья, через Северную Двину существовал северо-восточный отрезок, как часть великого торгового пути, который пролегал от берегов Англии и Скандинавии до предгорий Полярного Урала.
О. В. Овсянников: «Вероятно, с конца X в. или раньше в огромном северном регионе, связанном с производством пушнины, а потом и морскими звериными промыслами, шло становление сложной системы торговли и обмена. Одновременно шло установление и даннических отношений»
(М. Э. Ясински, О. В. Овсянников. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангельский Север: проблемы и источники. В 2 тт. СПб. 1998. Т.1. С.59−62)
Как только русское население обосновалось на берегах Белого моря, то оно стало осваивать и северный торговый путь. Известно, что в конце XIII- начало XIV вв. помор Амос Коровинич совершает путешествие вокруг Скандинавского полуострова на Балтику. В XV веке поморы ходят на своих судах, как в западном, так и в восточном направлении. По письменному памятнику: «Си книгы оуставець акиана моря русьского и воде и ветром. Хожение Иванново Олельковича сына ноугородца» Ивана Новгородца (середина XV в. - подлинность книги за отсутствием оригинала является спорным), выходит, что поморы регулярно совершают путешествия до Балтики, а сам он тоже много плавал с торговыми целями, по путям деда Труфана Федоровича и прапрадеда Амоса Коровинича от Новой Земли и Печоры, до о. Готланда (Швеция). В «Записках о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна сообщаются сведения о плавании в 1496 году русского дипломата Григория Истомы через северные моря в Данию. А во время княжения Василия III Дмитрий Герасимов трижды совершает путешествия в Норвегию и Данию.
Поездки русских купцов и дипломатов в Северную Европу не остались не замеченными. Теперь уже западноевропейские правители проявили большую заинтересованность в колонизации Русского Севере и налаживании через него торгового пути в Китай и Индию. Английская экспедиция X. Уиллоуби в мае 1553 года в составе трех кораблей должна была стать разведкой в русские земли. Два корабля погибли во время зимовки у Мурманского берега. Только короблю «Эдуард – благое предприятие», под командованием капитан Ричарда Ченслера удается благополучно добраться до Никольского русла Северной Двины. Капитан был с почетом принят в Москве царем Иваном IV. В 1556 году (второе плавание Р. Ченслера в Россию) четыре русских корабля посла О.Г. Непеи пришли в Лондон. При этом во время шторма у берегов Англии Ченслер, которого сопровождали наши посольские корабли, погиб. Так завязались англо-русские отношения, а в 1557 году торговлю с Россией завязала и Голландия. С этого времени ежегодно в устье Северной Двины приходили иноземные торговые суда.
Из-за мелководья, морские суда не могли доходить до Холмогор, административного центра Двинской земли. Главным портом того времени стала пристань Николо-Корельского монастыря – порт Святого Николая (г. Северодвинск). При увеличении торговли, территория левобережного монастыря оказалась не удобной и торговые палатки со складами перебираются на правый берег к Михайло-Архангельскому монастырю (Пур-Наволок). Это положило начало к возникновению в 1584 г. города (крепости с торговыми рядами и посадом), который позже получил название Архангельск. Теперь международная торговля шла через Архангельский порт.
Не всегда торговля была благополучной. В 1713 году Указом Петра Первого «государевы» товары стали завозиться в Россию только через Санкт-Петербург. Поток судов иссяк. Из сотни иностранных кораблей, которые приходили раньше, стали заходить в Архангельск не больше 20 судов. Столько необходимо было для собственных нужд жителям Севера. Положение изменилось только при Екатерине II, которая Указом от 31 июля 1762 года сняла петровские торговые ограничения, и Архангельский порт вновь ожил. С начала XX века Архангельск становиться воротами в Арктику, открыв новое торговое направление – Северный морской путь.
Источник: Куратов А.А. Архангельский Север: от истории до современности// Вестник Поморского университета. 2001. Вып. 1. С. 18–30
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации