Необходимо ли разрабатывать ПНООЛР в случае выделения из состава юридического лица (в процессе реорганизации) новых юридических лиц?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ФЗ «Об отходах производства и потребления») в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (далее – Порядок) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п. 7 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349, (далее – Методические указания) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
В соответствии с п. 8 Методических указаний технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:
- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
- подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
В соответствии с абз. 1 п. 11 Порядка (в редакции, действовавшей с 22 февраля 2011 года по 2 февраля 2015 года) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п. 35 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 (действовал с 25 апреля 2008 г. по 09 февраля 2015 г., утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Ростехнадзора от 12 августа 2014 г. № 358) технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
Таким образом, условием действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в период до 2 февраля 2015 года) являлось ежегодное подтверждение техническим отчетом неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При этом с 3 февраля 2015 года технический отчет не является подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья.
На основании изложенного уменьшение количества отходов в отчетный период для целей составления технического отчета не имеет самостоятельного правового значения.
Также необходимо отметить, что Методические указания не содержат указания на необходимость внесения изменений в ПНООЛР в случае изменения вида операции с образуемыми отходами.
В соответствии с Примерным образцом документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Приложение к Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются:
- наименование вида отхода;
- код по ФККО;
- норматив образования, осредненный за год, тонн;
- лимиты на размещение отходов.
В соответствии с п. 14 Порядка документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:
- изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 настоящего Порядка, в том числе:
- изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;
- изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – для юридического лица;
- изменения фамилия индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя;
- изменения данных об объектах размещения отходов – самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Таким образом, в случае уменьшения количеств образуемых отходов либо изменения вида операции с образуемыми отходами, обязанность по внесению изменений в ПНООЛР и получению нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует.
Указанный вывод подтверждается в т.ч. Письмом Росприроднадзора от 8 ноября 2013 г. № АА-03-03-32/16634 «По вопросу изменения контрагентов, указанных в ПНООЛР».
Важно отметить, что в случае выделения из состава юридического лица (в процессе реорганизации) юридических лиц и не увеличении при этом количества образуемых отходов – разработка нового ПНООЛР и получение нового документа об утверждении НООЛР, не требуется.