Увешанные гирляндами и шарами, колючие, пахнущие смолой деревца – непременный атрибут Рождества и Нового года. Их можно увидеть на улицах и площадях, в вестибюлях, витринах и окнах квартир. А что необычного вы знаете про обычную елку?
Давний друг
Ель обыкновенная -
издали надменная,
а вблизи - уютный дом...
Здесь мы дождь и переждём.
Ю. Насимович
Рослая, стройная, похожая на зеленую пирамиду ель - одно из самых распространенных деревьев в Евразии и Северной Америке, от Сибири до Канады. Существует более 40 видов этого хвойного, растущих в тенистых чащах и на склонах гор, похожих друг на друга как сестры – различить их зачастую может только ботаник.
Черная ель выделяется фиолетовыми шишками, ель Бревера – «плакучими» поникшими ветвями, ель лицзянская похожа на сплошной колючий шатер. Но даже ребенок, взглянув на эти деревья уверенно скажет «елочка».
Pícea ábies, обыкновенная ель, знакомая каждому с детства – лесообразующая порода средней полосы России и давний друг её жителей. Испокон веку это дерево щедро делилось всем, что могло – древесиной и корой, почками и шишками, смолой и хвоей.
Заблудившись в лесу летом, крестьянин находил укрытие под разлапистым шатром еловых веток, заблудившись зимой – клал на снег лапник и укрывался плащом, замерзая осенью – легко разводил костер из сухого хвороста и хвои.
Еловую древесину пускали на мебель, из дранки клали кровлю, не пропускающую дожди, обрезь шла на дрова, из веток делали факела и щипали лучину, шишками растапливали печи и самовары. Размолотую кору и почки подмешивали к муке в голодный год, хвою заваривали и пили вместо чая.
Структура волокон в стволе ели с одинаковыми годичными кольцами делала его идеальным материалом для изготовления гитар и скрипок. Ценители называли такой материал «резонансная ель» или «музыкальное дерево».
Древесину альпийской и кавказской ели брали для верхних дек великие скрипичные мастера XVII-XVIII веков Амати, Гварнери, Страдивари и Бертолотти.
Венками из еловых ветвей украшали дома и храмы, молодые деревца втыкали в снег у церквей и ворот. Смолой обмазывали стены домов и борта лодок, скипидаром разводили краски и лаки.
Зеленая помощница стала героиней народных сказок и песен, элементом славянских вышивок и орнаментов. В её честь названы русские города Елец и Ельня. В их гербах, а также в гербах городов Конаково, Нелидово, Печора, Сыктывкар, Троицк, Новодвинск и многих других изображены эти деревья.
Неувядающая молодость ели придавала дереву мистический ореол. Оно словно бы выпадало из привычного цикла «зима-лето», не сбрасывая иголки осенью и плодонося раз в 4-6 лет.
Ель жила в собственном ритме, подчинялась своим законам и копила целительную силу. А люди охотно ей пользовались.
Немецкая гостья
Плывёт луна, и воют волки,
В безумии ощерив рот,
И ель со снежною кошёлкой
Стоит, поникнув, у ворот!..
(с) С.Клычков
В мифологии славянских народов ель, как ни удивительно, считалась не самым дружественным деревом. С одной стороны, еловые ветки считались оберегом от грозы и ненастья, сквозь колючее «сито» процеживали первый удой коровы, а лапник крепили под крышей в хлевах, чтобы защитить скот от порчи.
Заговаривая младенцев от бессонницы, крестьянки посылали «бесенят» мешающих малышам спать считать хвоинки в ельнике. С другой - зелеными ветвями украшали могилы, под корнями ели хоронили мертвецов, не заслуживших пристанища на кладбище.
Считалось, что не следует сажать ель у жилого дома – вымрут все мужчины, а если она вырастет там, где поселятся новобрачные, то молодая жена станет бесплодной. Зато государевы кабаки и питейные заведения полагалось украшать срубленной елью или свежими ветками у входа.
Рождественским украшением ель стала совсем недавно – меньше пятисот лет назад. Мода эта пришла из Германии – там испокон веку тевтонские племена поклонялись священным деревьям, украшали их лентами и бубенцами, а с приходом христианства «окрестили» традицию.
Если верить летописям, первую рождественскую елку поставили на городской площади в Эльзасе в 1521 году. И с тех пор в немецких княжествах стали декорировать деревца, обвешивать их золочеными орехами, конфетами и игрушками.
Первую российскую елку на Новый 1700й год приказал поставить Петр I - царь увидел рождественские деревья во время заграничной поездки и ему они понравились. Но традиция не прижилась и забылась более чем на век.
В России первую рождественскую елку по инициативе великой княгини Александры Федоровны (в девичестве Шарлотты Вильгельмины Прусской) организовали в 1817 году, в 1828 году она же устроила во дворце рождественский праздник для своих детей и племянников.
Всеобщую популярность ель как неизменный атрибут Рождества обрела к 1850м. Деревце украшали свечами и гирляндами, сластями и декоративными тканями. Для поддержания рождественской традиции на макушке елки укрепляли позолоченную Вифлеемскую звезду.
Постепенно возникли и другие атрибуты – Санта-Клаус, он же Дед Мороз, санки с оленями, подарки, появляющиеся «под елочкой» утром Нового года, праздничные конфеты и пряники, стишки и песни. Елочку стали наряжать и в Европе, и в Америке, и в Китае и даже в Турции.
Она пережила и Депрессию и войны и экономический кризис и капризы моды.
Сегодня нестареющая, прелестная новогодняя елка остается лучшим символом праздника обновления, полного надежды на чудеса.
С наступающим, уже немного осталось до праздника. Пусть все плохое останется в уходящем году!