Найти тему

Фактические смолы в бензине

Оглавление

Бензин, который является одним из основных продуктов нефтеперерабатывающей промышленности, относится к одной из самых легких фракций нефти. Так, во время ретифекационного получения первые пары бензина начинают испаряться уже при температуре сырья +35°С, а конец процесса испарения, в зависимости от марки, заканчивается на +150°С. Не смотря на это бензин это не только летучие углеводороды, но и тяжелые примеси.

Наряду с октановым числом и фракционным составам фактические смолы в бензине является одним из главных показателей качества топлива. Данная характеристикам присуща не только бензину, фактические смолы в топливе определяются для мазута, дизельного топлива и других видов горючего.

Что такое фактические смолы

Физически это темно-коричневые или полужидкие вещества. Обычная плотность 1000 кг/м3, молекулярная масса 350-900. Данные вещества легко растворяются в нефтепродуктах, а также отдельных растворителях (за исключением ацетона и спирта). Химически это тяжелые фракции нефти.

Практическое значение определения фактических смол

Уровень содержания фактических смол в топливе напрямую влияет на нормальную долговечную безотказную работу двигателя. Повышенная плотность бензина, высокий уровень концентрации в нем определенных видов углеводородов (ароматических и непредельных) стимулирует быстрый нагар в цилиндрах и на поршневой группе. На внутренних деталях двигателя образуется нагар, который неизменно ведет к износу и выходу его из строя.

Наиболее страдают от смоляных отложений бензина:

· канавки поршневых колец;

· камеры сгорания;

· днище поршня;

· клапана;

· жиклеры;

· горячие трубопроводы.

Фактические смолы накапливаются и не растворяются в бензине и не испаряются. Ухудшая качество питания двигателя топливом, они вызывают увеличение его расхода и падение мощности.

Порядок определения фактической смолы в бензине

Концентрация фактических смол в бензине проводится на нефтеперерабатывающих заводах и независимых лабораториях. Сама процедура регламентируется отдельным ГОСТ 1567-83 «Определение фактических смол». Лабораторное оборудование для реализации данных измерений может быть различным. Современная метрология имеет в своем арсенале специальные, узконаправленные диагностические комплексы для определения этого показателя, например ПОС-77, аппарат для определения фактических смол. В любом случае основой метод основывается на выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара.

-2

Перед проведением измерений вся посуда, где будет находиться испытуемая жидкость (бензин) тщательно обрабатывается для уменьшения погрешности. ГОСТ определяет время обработки компонентов прибора в течении 6 часов хромовой кислотой и запрещает дальнейшее прикосновение к отдельным частям голыми руками. Топливо выпаривают паром в течении 30 минут, при этом рекомендуется проведение параллельных измерений. В конце процедуры контрольные стаканы проходят обработку гептаном, тщательно высушиваются и взвешиваются. Остаток на стенках стакана это промытые смолы. Допустимая точность метода составляет для автомобильных бензинов 1мг/100 см3.

Применение прибора ПОС-77 регламентируется ГОСТ 8489-85 «Определение фактических смол». Процедура получения результатов более автоматизирована по сравнению с обычным лабораторным оборудованием.

Согласно ГОСТ Р 511105-97 содержание фактических смол в бензинах всех марок, от А-80 и до АИ-98, должно составлять не более 5 мг на 100 кубических сантиметров нефтепродукта.

__________

Материал создан при поддержке компании «Ойл Ресурс Групп» с целью предоставления полезной информации о нефти и нефтепродуктах.

https://oilresource.ru

=====================================================