Бензин, который является одним из основных продуктов нефтеперерабатывающей промышленности, относится к одной из самых легких фракций нефти. Так, во время ретифекационного получения первые пары бензина начинают испаряться уже при температуре сырья +35°С, а конец процесса испарения, в зависимости от марки, заканчивается на +150°С. Не смотря на это бензин это не только летучие углеводороды, но и тяжелые примеси.
Наряду с октановым числом и фракционным составам фактические смолы в бензине является одним из главных показателей качества топлива. Данная характеристикам присуща не только бензину, фактические смолы в топливе определяются для мазута, дизельного топлива и других видов горючего.
Что такое фактические смолы
Физически это темно-коричневые или полужидкие вещества. Обычная плотность 1000 кг/м3, молекулярная масса 350-900. Данные вещества легко растворяются в нефтепродуктах, а также отдельных растворителях (за исключением ацетона и спирта). Химически это тяжелые фракции нефти.
Практическое значение определения фактических смол
Уровень содержания фактических смол в топливе напрямую влияет на нормальную долговечную безотказную работу двигателя. Повышенная плотность бензина, высокий уровень концентрации в нем определенных видов углеводородов (ароматических и непредельных) стимулирует быстрый нагар в цилиндрах и на поршневой группе. На внутренних деталях двигателя образуется нагар, который неизменно ведет к износу и выходу его из строя.
Наиболее страдают от смоляных отложений бензина:
· канавки поршневых колец;
· камеры сгорания;
· днище поршня;
· клапана;
· жиклеры;
· горячие трубопроводы.
Фактические смолы накапливаются и не растворяются в бензине и не испаряются. Ухудшая качество питания двигателя топливом, они вызывают увеличение его расхода и падение мощности.
Порядок определения фактической смолы в бензине
Концентрация фактических смол в бензине проводится на нефтеперерабатывающих заводах и независимых лабораториях. Сама процедура регламентируется отдельным ГОСТ 1567-83 «Определение фактических смол». Лабораторное оборудование для реализации данных измерений может быть различным. Современная метрология имеет в своем арсенале специальные, узконаправленные диагностические комплексы для определения этого показателя, например ПОС-77, аппарат для определения фактических смол. В любом случае основой метод основывается на выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара.
Перед проведением измерений вся посуда, где будет находиться испытуемая жидкость (бензин) тщательно обрабатывается для уменьшения погрешности. ГОСТ определяет время обработки компонентов прибора в течении 6 часов хромовой кислотой и запрещает дальнейшее прикосновение к отдельным частям голыми руками. Топливо выпаривают паром в течении 30 минут, при этом рекомендуется проведение параллельных измерений. В конце процедуры контрольные стаканы проходят обработку гептаном, тщательно высушиваются и взвешиваются. Остаток на стенках стакана это промытые смолы. Допустимая точность метода составляет для автомобильных бензинов 1мг/100 см3.
Применение прибора ПОС-77 регламентируется ГОСТ 8489-85 «Определение фактических смол». Процедура получения результатов более автоматизирована по сравнению с обычным лабораторным оборудованием.
Согласно ГОСТ Р 511105-97 содержание фактических смол в бензинах всех марок, от А-80 и до АИ-98, должно составлять не более 5 мг на 100 кубических сантиметров нефтепродукта.
__________
Материал создан при поддержке компании «Ойл Ресурс Групп» с целью предоставления полезной информации о нефти и нефтепродуктах.
=====================================================