Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Какие профессии выживут в пандемию

Ну, врачи, это понятно. И все остальное, что связано с базовыми потребностями - рождаться, умирать, болеть и есть люди точно будут в любых условиях. Правда первое тоже под вопросом. Во всяком случае в разгар всяких неприятностей с этим точно повременят. И увеселяться перестанут, всевозможные театры и музеи сейчас скорее выживают, чем живут.  И моя профессия точно выживет. Хотя это скорее печально. Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития. Работаю индивидуально, так что риск заражения минимизирован. И работаю месяцами и годами с одним ребенком - в отличие от работы с нарушениями звукопроизношения, например. Я не спринтер, а марафонец.  Весенний локдаун для меня явился в некотором роде открытием. Я совершенно не склонна преуменьшать свои заслуги, но при работе со сложными детьми иногда возникает чувство эдакого болотца - вот вроде занимаемся, занимаемся, развитие идёт - но может это ребеночек сам развивается? А может я и ни при чем? Локдаун доказал - ещё

Ну, врачи, это понятно. И все остальное, что связано с базовыми потребностями - рождаться, умирать, болеть и есть люди точно будут в любых условиях. Правда первое тоже под вопросом. Во всяком случае в разгар всяких неприятностей с этим точно повременят. И увеселяться перестанут, всевозможные театры и музеи сейчас скорее выживают, чем живут. 

И моя профессия точно выживет. Хотя это скорее печально. Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития. Работаю индивидуально, так что риск заражения минимизирован. И работаю месяцами и годами с одним ребенком - в отличие от работы с нарушениями звукопроизношения, например. Я не спринтер, а марафонец. 

Весенний локдаун для меня явился в некотором роде открытием. Я совершенно не склонна преуменьшать свои заслуги, но при работе со сложными детьми иногда возникает чувство эдакого болотца - вот вроде занимаемся, занимаемся, развитие идёт - но может это ребеночек сам развивается? А может я и ни при чем? Локдаун доказал - ещё как при чем. Два месяца перерыва - и нет как нет развития. А откаты - есть. 

С нового учебного года у меня забито все расписание - родители торопятся в коррекцию. Что будет дальше - неизвестно, вдруг опять локдаун? Цифры по заболеваемости-то растут. А вместе с ними растут и дети. Речь полностью завершает свое качественное развитие в первые пять лет жизни человека, дальше - всего лишь количественное накопление. Есть дети, и их много, у которых речь без специального обучения не развивается и не разовьётся вообще никогда - я работаю как раз с такими. И время играет против них, перерывы смерти подобны, время, когда наиболее пластичен мозг и эффективна коррекция, уходит быстро. 

Был шанс выйти в норму - но годик без коррекции - и нет его. Сколько непростых детей из-за локдауна не стали нормой, хотя, может быть, могли бы? Как на чаши весов положим - страх перед заражением и детскую инвалидизацию? И то и то страшно.

Поэтому и выживут коррекционные педагоги - ряды нескорригированных вовремя, и ряды скорригированных достаточно пополнились сейчас. У кого была финансовая возможность - приглашали частного специалиста на дом. У кого нет - сидели дома. Росли, но не развивались. Вот проблема, которая станет очевидна чуть позже, лет через пять когда карантинные двухлетки пойдут в школу, и огромная их часть не сможет освоить цензовую программу. Впрочем, что тогда будет со школой...

А ещё добавится норма, переставшая ей быть. Как бы ни было приятно родителям поддерживать друг друга в разговорах о принципиально новом поколении, которого не было доселе - поколении цифрового мира, это поколение нормой не будет. Ведь что такое норма? Это некий собирательный образ человека, сформировавшегося в определенных условиях, и условия эти глобально не менялись на протяжении тысяч лет. Условия детского развития - точно.

Тысячелетиями ребенок рос и приобретал психические качества в игре, подражании деятельности взрослым, общении со сверстниками и взаимодействии с природой. Имея здоровый при рождении мозг (нездоровые тоже всегда были, но о них речь выше), он вырастал - в человека. Что имеем сейчас - игра почти умерла как традиция, как опыт из поколения в поколение. Общение - что с ним сейчас стало? Природа - не смешите. Деятельность взрослых - о, да, ей успешно подражают, уткнувшись в гаджеты.

Поколение растет действительно новое. Человек так никогда не рос и не развивался. Проблема лишь в том, что все учебники по детской психологии написаны на материалах старого. Все учебные программы составлены - для старого. Возможно новое поколение станет действительно прорывом в истории человечества, отряхнув к ногам старый мир. А возможно - не оставит без работы специалистов в области коррекции, которые станут главными специалистами недалёкого будущего. Посмотрим.