Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Картонная пристань». Фильм с последней ролью Ефремова – почти социальный хоррор

Роль Ефремова очень хороша. Постер к/ф «Картонная пристань».
Роль Ефремова очень хороша. Постер к/ф «Картонная пристань».

В российских онлайн-кинотеатрах показали фильм «Картонная пристань», снятый в Свердловской области. Как житель Екатеринбурга и любитель хоррора, я просто не могу пропустить данную работу.

«Картонная пристань» – история про журналистов из Москвы, которых отправили в провинцию для репортажа о ходе выборов и о местных нравах. Про жизнь за МКАД ребята что-то слышали, но в реальной глуши никогда не бывали. Это будет ничего себе поездочка.

Поездка по условной региональной столице, которая на самом деле не такая уж глушь, а Екатеринбург. Кадр из к/ф «Картонная пристань».
Поездка по условной региональной столице, которая на самом деле не такая уж глушь, а Екатеринбург. Кадр из к/ф «Картонная пристань».

В составе группы ведущий телешоу, которого играет вышедший из Екатеринбурга актер Владимир Зайцев (Брусилов в фильме «Батальонъ») и его оператор (Иван Жвакин, «Танцы насмерть»). Также в поездку увязались блогер и влюбленная в оператора журналистка из глянца.

Все они, с трудом сдерживая смех и брезгливость, прибывают в столицу условного российского региона (о Свердловской области речь, к счастью, не идет), откуда отправляются в самый отдаленный населенный пункт – совхоз «Ударник», где зарегистрированы всего 46 жителей.

Принимающая сторона: глава поселка (
Борис Каморзин, «2 дня»), его жена (Ольга Тумайкина, «Мамы») и коррумпированный полицейский – последняя роль Михаила Ефремова перед заключением в СИЗО . У этих аборигенов есть свои тайны, в которые журналистам лучше не соваться.

Прием главы совхоза Ударник и журналистов у губернатора. К/ф «Картонная пристань».
Прием главы совхоза Ударник и журналистов у губернатора. К/ф «Картонная пристань».

Сценаристом и продюсером картины внезапно стал экс-владелец концерна «Калина» Тимур Горяев. Режиссер картины – Кирилл Котельников, екатеринбургский клипмейкер (видео для групп «Чайф», «Агата Кристи», «Настя» и т.д.) и документалист («Сон в красном тереме»). Это его дебютная игровая полонометражка.

«Проживем и без Москвы. Сами разберемся». Такой у картины слоган. Разбираются здесь даже не в формате криминального триллера, что заявлен в рекламе, а ближе к «провинциальному хоррору». Я, признаюсь, смотрел без чтения аннотаций, думая, что увижу лиричную социальную драму о провинции и ее отношениях с центром. Наверно, мне повезло, потому что кульминация фильма стала приятной неожиданностью.

На постере – провинциальная дичь. К/ф «Картонная пристань».
На постере – провинциальная дичь. К/ф «Картонная пристань».

Большая часть картины совсем не готовит к жесткому развитию событий. Изрядную часть хронометража мы знакомимся с героями в Москве, потом визит в Екатеринбург с видами столицы Урала и поселковая бытовуха полицейского Мерзлякова, координирующего жульнические проделки местных маргиналов за определенную мзду в пользу «государства».

А потом еще роуд-муви в обшарпанном «батоне» с заездами в сельские магазины, дракой пьянчуг на остановке, ДТП по вине пьяных поселковых гонщиков и спорами журналистов о политике (тут нет ничего острого) и форматах работы современных СМИ. Не сказать, это создает саспенс.

Кислые мины журналистов перед поездкой в сельпо. Кадр из к/ф «Картонная пристань».
Кислые мины журналистов перед поездкой в сельпо. Кадр из к/ф «Картонная пристань».

Разве что кадр с мотоциклом, везущим гробы, и прыгающей на трех ногах собакой вызывает настороженность: режиссер вспомнил про Стивена Кинга, у которого трехногая собака на окраине – один из атрибутов «соскальзывания» в непонятную и пугающую часть реальности?

Ну, и в совхозе «Ударник» до поры до времени – обычные посиделки. После которых начинаются странные и жесткие события. Да, я бы сказал, что этот хоррор. С нотками традиционной уральской «чернухи» и социальной драмы. И с финальным черным юмором режиссера на тему представлений федерального центра о жизни в «остальной России».

Хромая собака и мотоцикл с гробами просто так в одном кадре не окажутся. 
Особенно в фильме про «мертвые души». Кадр из к/ф «Картонная пристань».
Хромая собака и мотоцикл с гробами просто так в одном кадре не окажутся. Особенно в фильме про «мертвые души». Кадр из к/ф «Картонная пристань».

Качество режиссуры и собственно драмы здесь трудно назвать высоким, некоторые сюжетные линии обрываются, журналисты, которым на экране уделена масса времени, показаны схематично, особенно невнятным выглядит оператор, заявленная мелодраматическая линия сходит на нет.

Но, когда автор после эффектного твиста отрубает вопросы и затапливает кровавую баню с мертвяками, стрельбой, элементами слешера и found footage, все встает на свои места, фильм превращается в месилово класса «Б», для уровня которого и герои объемные, и история – небанальна.

Подбухнул, и кажется, что все решается просто. Кадр из к/ф «Картонная пристань».
Подбухнул, и кажется, что все решается просто. Кадр из к/ф «Картонная пристань».

Вот бы со всеми странными дешевыми картинами так: если видишь, что свернул не туда, просто хватай топор и руби хардкор. Жаль, кульминация непродолжительна, не факт, что ради нее стоит смотреть весь фильм. С другой стороны, почему бы нет, Ефремов в образе пьяного отморозка, последнем перед посадкой актера в СИЗО, выглядит весьма органично.
Дерзкие российские инди-хорроры с бюджетом до $10 тыс
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана