· Что приказал Йазиду сделать Убайдуллаху с имамом Хусейном
· Куфа после окончания восстания
· Во время своего путешествия к мученической смерти имам Хусейн не прекращал увещевать и наставлять людей
· Известный поэт Фараздак же обратился с наставлением «Что будет, останься»
· Первые меры предосторожности, предпринятые Убайдуллахом
· Ибн Зийад убивает посланника имама Хусейна Кайса
ЧТО ПРИКАЗАЛ ЙАЗИД СДЕЛАТЬ УБАЙДУЛЛАХУ С ИМАМОМ ХУСЕЙНОМ
Когда Йазид получил от Убайдуллаха отрубленные головы Муслима и Хани, то он написал Ибн Зийаду следующее: «Я узнал, что Хусейн двигается по направлению к землям Ирака. Размести в необходимых местах наблюдателей и вооруженных людей. При малейшем сомнении допрашивай людей и при малейшем подозрении заключай под стражу. Однако, тех, кто с тобой не воюет не убивай. Держи меня в курсе происходящего»[1].
Есть и второе письмо Йазида, связанное с этой темой: "Я получил вести о том, что Хусейн движется по направлению к Куфе. Сейчас проходит испытание твое время среди остального времени, твой город среди других городов, ты среди других наместников. В итоге это ты или станешь свободным, или вновь рабом»[2].
КУФА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОССТАНИЯ
Ибн Зийад после убийства Муслима бин Акила и Хани начал принимать серьезные меры по противодействию восстанию и казнить его участников. Его ищейки, которые разбрелись по всему городу, стали активно ему доносить.
«Мухтар бин Абу Убайд (в его доме останавливался Муслим бин Акил) в день, когда Ибн Зийда избил и заточил Хани бин Урву, он прибыл в деревню Хутарнийа (Лакф). Вечером, когда он стоял у Слоновьих ворот Куфы, то встретил Хани бин Аби Хаййату'л-Вадии. Хани спросил: "Что ты здесь делаешь? Ты и не с народом, и не дома».
Мухтар ответил: «Когда наступил утро думаю устроить заварушку после ваших ошибочных дел».
Хани бин Аби Хайие со словами «клянусь Аллахом, считаю, что ты сам себя убьешь» пошел к Амру бин Хурайсу.
Он передал содержание своего разговора с Мухтаром. Амр ибн Хурайс сказал находящемуся рядом Абдуррахману бин Абу Умайру: «Вставай, иди к сыну твоего дяди. Сообщи ему, что неизвестно, где его товарищ. Лишь бы он не попытался что-нибудь сделать самостоятельно, не попытался пойти не тем путем».
Абдуррахман встал и пошел к Мухтару.
Заида бин Кудама же сказал: «Если ему дать гарантии безопасности, то он сам придет к тебе».
Амр бин Хурайс сказал: «Я ему дал гарантию безопасности. Если у него есть какие-то задумки против повелителя Ибн Зийада, то я за него буду свидетельствовать».
Заида бин Кудама сказал: «Дай Бог, из этого выйдет только благо».
Абдуррахман вместе с Заидом прибыли к Мухтару. Они передали ему слова Хани бин Аби Хайии и Амра бин Хурайса. Они дали клятву, что они не будут ничего предпринимать против него. После этого Мухтар пошел к Ибн Хурайсу. Поздоровавшись, он до утра находился под его знаменем.
Люди обсуждали дела и поступки Мухтара. Умара бин Укба пошел к Ибн Зийаду и все рассказал. Когда солнце было достаточно высоко, ворота дворца Ибн Зийада раскрылись и людям было резрешено войти внутрь. Мухтар же был среди тех, кто вошел внутрь.
Ибн Зийад позвал Мухтара к себе и спросил: «Ты был в группе, которая пришла на помощь Муслима бин Акиля?».
Мухтар ответил: «Я не делал ничего подобного. Однако, я спустился к знамени Амра бин Хурайса и вместе с ним переночевал и встретил утро».
Амр бин Хурайс подтвердил: «Он говорит правду, пусть Аллах воздаст благом».
Ибн Зийад подошел к Мухтару и ударил его по лиөу палкой, что была в его руке. Его веки закрылись. «Если бы за тебя не свидетельствовал Амр бин Хурайс, то я казнил тебя! Бросьте его в темницу».
Мухтара отвели в темницу и заключили под стражу. Он оставался там до самой мученической смерти Хусейна. Его выпустили из темницы после письма Абдуллаха бин Омара в адрес Йазида»[3].
Муслима бин Акиля мученически убили в 60-й год по хиджре, в 8-й день месяца Зульхиджджа. В день, когда он погиб, Хусейн (мир ему) выдвинулся в путь в Ирак.
ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ К МУЧЕНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ ИМАМ ХУСЕЙН НЕ ПРЕКРАЩАЛ УВЕЩЕВАТЬ И НАСТАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ
В пути имам (мир ему) продолжал наставлять людей, которых он встречал.
«В месте Салабийа один из людей спросил у имама Хусейна (мир ему) толкование аята "В тот день Мы созовем всех людей вместе с их имамами и предводителями»[4].
Имам Хусейн по этому поводу дал следующий ответ: "Да, есть такие имамы и предводители, они призывают людей к счастью и благополучию. Одна группа людей ответят положительно (на их призыв) и последуют за ними.
Есть другие предводители, которые призывают к несчастью и заблуждению. И другая группа людей даст им положительный ответ. Первая группа войдет в рай, а втора - в ад!
В этом заключается другой смысл этого аята (о том, что одна группа в раю, а другая - в аду), который ниспослал Всевышний Аллах»[5].
ИЗВЕСТНЫЙ ПОЭТ ФАРАЗДАК ОБРАТИЛСЯ С НАСТАВЛЕНИЕМ «ЧТО БУДЕТ, ОСТАНЬСЯ»
Имам Хусейн (мир ему) встретился с Фараздаком в местности между Меккой и Хунайном и его слова о куфийцах лучшим образом иллюстрировали поведение жителей Куфы: «Сердца людей с вами, однако их мечи против них».
Поэт Фараздак так описывает встречу с имамом Хусейном (мир ему): «В 60-м году хиджры я вместе с семьей двигался в сторону Мекки для того, чтобы выполнить обязанности хаджа. Когда мы стали приближаться к Запретной мечети, я вел под узды верблюда моей матери и встретил караван Хусейна бин Али (мир ему), который двигался из Мекки в Ирак.
Я сразу же приблизился к нему. После того как мы поприветствовали друг друга словами и рукопожатиями, я спросил: «О, внук Посланника Аллаха (С), да будут мои отец мать жертвами за тебя, в чем причина такого скорого отбытия из Мекки без совершения обязательнных условий хаджа?».
«Если я не потороплюсь, то меня поймают, - ответил имам и спросил: - А ты кто будешь?».
В ответ я сказал: «Один из арабов».
Фараздак продолжил речь следующим образом: «Клянусь Аллахом, имам ограничился моим представлением себя. Большего он у меня не расспрашивал». Затем он спросил: «Что ты думаешь о текущем состоянии жителей Ирака?».
Я же в ответ сказал: «Вы хотите узнать новости от того, кто сведущ в новостях. Знайте, сердца людей вместе с вами, однако их мечи против вас. Судьба в руках Аллаха, Он сделает, как пожелает».
В ответ на мои слова имам сказал следующее: «Ты сказал правду, судьба в руках Аллаха. Он каждый день в работе (каждый день у него новый приказ). Если судьба (кадар) и ее проявление (када) произойдут как мы желаем, то мы воздадим благодарность Аллаху за его милость. Мы хотим именно такую помощь для благодарности Ему.
Если же судьба и ее проявление воспрепятствуют желаемому нами, если дела пойдут не так, как мы хотим, то человек, у которого истинное намерение и который является обладателем тайной богобоязни (кто в сердце руководствуется богобоязнью), тот не собьется с истинного пути»[6].
ПЕРВЫЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ УБАЙДУЛЛАХОМ
Убайдуллах бин Зийад, учитывая письма-предупреждения от Йазида, стал готовить планы по захвату имама Хусейна (мир ему) до его прихода в Куфую Первым шагом он отправил отряд из 4 тысяч всадников под командованием Хусайна бин Нумайра в местность Кадисийиа. Из этого отряда он выделил всадников, которых распределил между местностью Хаффан и Куткутана и Ла'ла[7].
Таким образом, были перекрыты пути для помощи имаму Хусейну (мир ему) из Куфы.
Вместе с этими отрядами, также был отправлен отряд под командованием Хурра бин Риайхи, в задачу которого была поставлена поимка и доставка имама Хусейна (мир ему) в Куфу[8].
ИБН ЗИЙАД УБИВАЕТ ПОСЛАННИКА ИМАМА ХУСЕЙНА КАЙСА
Когда имам Хусейн (мир ему) дошел до долины Румма, то отправил к жителям Куфы второе письмо.
В этом письме он сообщает, что покинул Мекку в день Таврийа и движется по направлению к ним.
Хусейн отправил это письмо вместе с Кайсом бин Мусхиру'с-Сайдави[9].
Письмо имам Хусейн к куфийцем было следующим:
«Именем Аллаха Милостивого и милосердного...
Верующим и братьям мусульманам от Хусейна бин Али...
Да будет вам приветствие Аллаха. Хвала Аллаху, у которого нет сотоварищей.
До меня дошло письмо Муслима бин Акиля. В этом письме он сообщает о ваших добрых мыслях, об обещании ваших предводителей помочь нам и о единодушии в вопросе истребования наших прав.
Я пожелал от Аллаха, чтобы он сделал наши дела благими и попросил у Него для вас великую награду.
Я покинул Мекку в 8-й день Зульхиджджы в день Таврийа, чтобы присоединиться к вам. Когда к вам пребудет мой посланец, то сделайте все необходимо быстро и решительно. Я прибуду к вам в эти дни.
Да будет над вами приветствие, милость и благодать Аллаха»[10].
Когда посланец с письмом прибыл Кадисию, его поймал Хусайн бин Нумайр. Его привели к наместнику Куфы Ибн Зийаду[11].
Когда Ибн Зийад поймал Кайса бин Мусаххара ас-Сайдави, которого имам Хусейн (мир ему) послал вместе с письмом, то он приказал ему войти на минбар и обругать Хусейна (мир ему) и его отца.
Кайс поднялся на минбар. Он вознес хвалу Аллаху, вспомнил Его слова похвалы. Затем он сказал так:
«Хусейн бин Али (мир ему) самый благой из рабов Аллаха. Он - сын Фатимы, дочери Посланника Аллаха (С).
Я отправленный им к вам посланник. Я покинул его в долине Зирримма области Хаджир. Теперь откликнетесь на его приглашение, послушайте его и последуйте за ним».
Затем он проклял Абдуллаха бин Зийада и его отца. И попросил прощение для Али и Хусейна (мир им).
После этого по приказу Ибн Зийада его сбросили с крыши дворца, он разбился»[12].
[1] Табари, т. 5, с. 381
[2] Балазури, Ансаб, т. 3, с. 317; Ибни Абдираббих, т. 4, с. 381-382
[3] Табари, Тарих, т. 7, с. 58-59
[4] Исра, 72
[5] Мактал-и Харазми, т. 1, с. 231
[6] Мактал-и Харазми, т. 1, с. 223
[7] Балазури, Ансаб, т. 3, с. 378
[8] Балазури, Ансаб, т. 3, с. 380
[9] Табари, Тарих, т. 6, с. 223
[10] аль-Иршад, т.2, с. 70; Бихару'л Анвар, т. 44, с. 369
[11] Табари, т.6, с. 224
[12] аль-Бидайа ва'н-Нихайа, т. 8, с. 147
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",