"В этой картине есть волшебная поэзия, которая проникает прямо в сердце и разит наповал", - именно так Шарль Бланк (писатель и искусствовед) описывал свои впечатления от первой встречи с картиной Эдварда Коули Берн-Джонса "Зачарованный Мерлин". Думается, эти слова в равной мере можно адресовать не только картине, но и девушке, которая стала ее героиней.
Картина создавалась, как иллюстрация к эпизоду из бретонских легенд, вошедшему впоследствии в артуровский цикл (цикл легенд и сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола). Нежная девушка Вивиана (или фея лесного озера Нимуэ) покорила своей красотой знаменитого волшебника. Вся мудрость мира не смогла уберечь Мерлина от опрометчивого шага - он выстроил для своей возлюбленной зачарованный замок над озером и взял красавицу в ученицы. Вивиана же "выпила знания Мерлина, как пчела собирает мед на цветке" и заточила его в зачарованном замке, оставив там навсегда.
Картина получилась у художника очень искренней. И дело тут не только в том, что работа над полотном длилась чуть ли не десять лет. Картина писалась в пору бурного увлечения художника своей ученицей и натурщицей Марией Замбако. Кстати, для Вивианы на картине позировала именно она. Художник повстречал красавицу гречанку в ту пору, когда оба они были уже не свободны, но ни долг, ни благоразумие никого из них не остановили.
Художник в своих дневниках утверждал, что видит "печать рока" в том, что Мария родилась у подножья Олимпа (греки верили в старину, что чуть ли не все рожденные в Фессалии наделены даром колдовства). О себе же художник писал, что, должно быть, будучи во Франции, он слишком долго бродил по просторам магического леса Броселианд (ныне лес Пемпон, примерно в 30 километрах от города Ренн) и душа самого Мерлина решила в нем возродиться.
Страсть Берн-Джонса к Марии Замбако закончилась трагично. Художник и девушка даже пытались покончить жизнь самоубийством (что ни одному из них к счастью не удалось) и в конце концов расстались. Однако, именно благодаря этим драматичным отношениям художник создал несколько лиричных и очень чувственных картин. Одна из них - "Зачарованный Мерлин", на которой усыпленный магией чаровницы волшебник грезит о счастье, которое никогда не придет.
Интересно, что практически за десять лет до "Зачарованного Мерлина" Берн-Джонс уже писал картину на схожий сюжет. Эта картина "Мерлин и Вивиана" изображает первую встречу волшебника с его будущей ученицей. На полотне сосредоточенная, погруженная в практически литургические раздумья над книгой, Вивиана преследуема коварным и едва ли ни хищным волшебником.
Вот уж поистине в любви никогда не знаешь заранее "кто был охотник, а кто - добыча. Все дьявольски наоборот".