Найти тему
несокрушимая и легендарная

Как обогревались зимой советские и немецкие танкисты

Любители критиковать легендарную тридцатьчетверку к числу недостатков этого танка нередко причисляют и то, что в танках не было обогревателей боевого отделения, поэтому в холодное время года танкисты находились в тяжелейших условиях.

Видимо до сих пор кто-то считает, что в Вермахте едва ли не все танки поголовно были оборудованы обогревателями боевого отделения и кофеварками и лишь в Советском Союзе конструкторы не озаботились о создании нормальных условий для работы танкового экипажа.

А что нужно сделать, чтобы обогреть танк? Для этого необходимо где-то взять тепло и лучше всего, конечно, это сделать за счет системы охлаждения двигателя. При этом стоит заметить, что моторесурс двигателя танка в годы Второй Мировой войны являлся дорогой вещью.

И если во время движения танка отопитель, если он, конечно, имелся в наличии, будет обогревать боевую машину, то во время длительных стоянок вам никто не позволит «гонять» двигатель вхолостую, лишь для того, чтобы согреться. Слишком это дорого и накладно.

Возможно, кто-то удивится, но у немцев на 22 июня 1941 года на танках тоже не было обогревателей. Они же планировали завершить войну еще до наступления зимы, но Блицкриг не состоялся. Поэтому, столкнувшись с русскими морозами, они стали применять различные ноу-хау, чтобы хоть как-то согреться в танке.

Удалось даже найти описание одного из подобных устройств.

В перегородке, отделяющей мотор от боевого отделения, прорезали отверстие диаметром 55 мм. Изготавливался воздухозаборник, который крепился на радиаторе. Этот воздухозаборник соединялся с трубой или шлангом подходящего диаметра, выполняющего роль воздуховода, подающего теплый воздух от радиатора в боевое отделение.

-2

Сколько танков было переделано подобным образом - неизвестно. При этом немцы отмечали, что при таком способе обогрева боевого отделениям необходимо было тщательно следить за тем, чтобы в выхлопной системе двигателя не было утечек, так как, существовала высокая степень риска отравления экипажа угарными газами.

Известно, что первые обогреватели Kampfraumheizung в стандартной комплектации на немецких танках появились на Пантере в конце октября 1944 года.

Обогреватель  Kampfraumheizung установленный на "Пантере"
Обогреватель Kampfraumheizung установленный на "Пантере"

Воздухозаборник устанавливался над решеткой вентилятора двигателя. Вентилятор охлаждения радиатора нагнетал теплый воздух по воздуховодам в боевое отделение в районе противопожарной перегородки, по двум трубам на места водителя и радиста, и по двум трубам для обогрева аккумуляторов.

Иногда утверждается, что подобная система обогрева была и на Королевских Тиграх. Заметим, что все это произошло лишь во второй половине 44-го года.

В сорок третьем году немцы разрабатывали различные варианты танковых электронагревателей, но, впоследствии, отказались от этой затеи.

Так что, главным обогревателем в танках почти на всем протяжении Второй Мировой войны являлась не печка, а теплая одежда танкиста.

Не зря же один из самых известных танкистов Панцерваффе, Отто Кариус, написавший книгу «Тигры в грязи», с завистью говорил о том, насколько лучше, по сравнению с немцами, зимой были одеты русские солдаты.

В своей книге он так же рассказал, как грелись зимой немецкие танкисты.

-4
-5

Но, может быть, это было только в подразделении Отто Кариуса?

Да нет, основным обогревающим элементом немецких танков во время стоянок была обычная двухлитровая паяльная лампа.

В бюллетене танковых войск за №11 от 1944 года существует рекомендация:

«Экипаж может спокойно спать в машине лишь после того, как ночью для ее охраны будет выставлен вооруженный пост с автоматом и ракетницам. Паяльная лампа обеспечит теплом. Необходимо соблюдать светомаскировку.»

Однако уже в следующем номере бюллетеня вышел запрет на эту рекомендацию:

«Предложение обогревать машину с помощью паяльной лампы отклоняется, так как это может иметь серьезные последствия. Горящая паяльная лампа выделяет угарный газ, что может привести к отравлению экипажей, спящих внутри машины.

Кроме того, наличие пролитого топлива или топлива, протекающего из негерметичного топливного бака, может вызвать взрыв, в момент, когда работает паяльная лампа.

В большинстве случаев вы не замечаете ни угарного газа, ни просочившегося топлива. Поэтому никогда не используйте паяльную лампу для обогрева боевого отделения. В лучшем случае ее можно использовать для разогрева аккумуляторов! При этом всегда держите люки и жалюзи открытыми.»

Так что получается, что на 1944 год кроме паяльной лампы, немцы ничего лучшего для обогрева экипажей своих боевых машин так и не придумали, что подтверждает рассказ Кариуса.

Так что, немецкие танкисты обогревали свои танки, как могли. Упоминаний о других способах обогрева найти не удалось.

Можно лишь предположить, что многие из этих способов были похожи на те, которые применялись советскими танкистами.

Более подробно о способах обогрева зимой немецких и советских танкистов вы можете узнать из моего видеофильма.