Найти в Дзене
Жизнь в движении

Военные завезли советскую технику на край земли и покидая эти места всё бросили - вот, что осталось спустя 30 лет

Мы стояли на берегу замерзшего океана и взирали на нагромождение остовов ржавой техники в заснеженной тундре и скелеты строений некогда одного из ключевых и важнейших поселков в этом секторе Арктического побережья Северного Ледовитого Океана с красивым названием - Косистый.

Свое название этот брошенный посёлок на 73 градусе северной широты на границе Таймыра и Якутии получил в честь одноимённого мыса на Таймырском полуострове. А в секретных военных формулярах он имел и другое название - «Москва-279».

Косистый полвека назад
Косистый полвека назад

К Арктике в советское время относились как стратегическому региону. Вдоль северных морей были раскиданы десятки военных баз со всей инфраструктурой и Косистый не стал исключением.

-3

В 1939 году здесь основали сначала военную базу, а для обеспечения жизнедеятельности и инфраструктуры позднее уже появился и гражданский поселок.

-4

В Косистом полвека располагались войска ПВО, связисты, аэропорт и вся необходимая для жизни инфраструктура. Военные завезли сюда немало разнообразной техники - грузовики ЗИС-151 и ЗИЛ-131, ГАЗ-53, бульдозеры и грейдеры, для обслуживания аэродрома была даже шнекороторный снегоуборщик Д470.

-5

А раз здесь были войска ПВО, то завезли сюда в 1960-е и 1970-е годы суперсовременные на тот момент подвижные радиолокационные станции П37 и подвижные радиовысотомеры ПРВ-13.

-6

Добраться сюда было очень не просто - либо по воздуху, либо морем во время летней морской навигации по СевМорПути. Аэродром имел галечную полосу и способен был принимать самые разнообразные самолеты - Ан-2, Ан-24, Ил-14 и Ан-12.

-7

После распада СССР военных отсюда вывели, технику бросили и через несколько лет из этих мест уехали последние гражданские.

-8

И все это нагромождение бочек, машин, тракторов и металлоконструкций так и осталось ржаветь в пустом и покинутом поселке.

-9

Прошли десятилетия и мы добрались сюда на своем автомобиле через тундру и торосы моря Лаптевых и посмотрели как выглядит это место через столько лет после ухода людей.

-10

Из-за своей труднодоступности и удаленности, а ближайший поселок Сындасско отсюда в сотне километров на юг на другой стороне залива, никто не растащил технику на запчасти - это просто не выгодно. Максимум, что зимой местные жители на снегоходах разбирали дома на стройматериалы.

-11

Я ходил по этому настоящему "кладбищу автомобилей" и заглядывал в кабины и под капот, с интересом рассматривая таблички завода, который тоже уже сгинул в пучине истории.

Как не трудно догадаться, речь идет про завод им. Лихачева в Москве.

-12

Кроме грузовиков и шнекоротора мне попался грейдер с деревянной кабиной, но я так и не смог опознать эту модель, возможно это древний Д-426

-13

И трактор очень похожий на С-80 Сталинец, по тем частям, которые смог откопать из под "бетонного" наста снега

-14
-15

Про сам поселок, аэропорт и инфраструктуру я расскажу как-нибудь в отдельном репортаже. Удивительное место, в котором мы провели без малого целый день и этого оказалось мало.

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!