Леонид Добычин – писатель необычайно тяжёлой и трагичной судьбы, который прожил в Брянске много лет. Родился Леонид Иванович в 1894 году, в Люцине, в Витебской Губернии.
Его перу принадлежат несколько десятков рассказов, две повести и небольшой роман «Город Эн». Последний в своё время не привлёк внимания цензоров, но после выхода в свет послужил поводом для полномасштабной травли писателя. 25 марта 1936 года после погромного собрания в Ленинградском союзе писателей Добычин таинственным образом исчез. Больше его никто не видел. Его тело так и не было найдено.
Добычин считается автором достаточно сложным для восприятия, однако брянских читателей он привлекает своими рассказами, действие которых происходит на наших улицах. Конечно, сквозь годы они сильно изменились, но добычинские герои, как будто, существуют вне времени.
Жил Добычин на Октябрьской улице. Его дом не сохранился, однако на соседнем сейчас висит мемориальная табличка. На месте же, где было его жилище, стоит большой камень в память о писателе. Работал Добычин на улице Фокина.
Некоторое время назад в одном из дворов Набережной появился импровизированный арт-объект – портрет Леонида Ивановича. Наш корреспондент связался с Констатином Цукером – владельцем пивбара-кондитерской, которая находится неподалёку от того двора. Он задал ему несколько вопросов. Именно Константину принадлежала идея с созданием портрета Добычина. Первый вопрос, конечно же, почему портрет именно этого писателя, ведь наш край славен и другими авторами?
Вот, что ответил Константин:
«Решение пришло спонтанно. Размышляли вслух, кто самый правильный персонаж для классического брянского двора, и вдруг хлопнул себя по лбу: "Ба! Да конечно же Добычин!" Он жил в таких дворах, работал в таких дворах, писал о таких дворах. Кто, если не он?»
Корр: «А что именно зацепило вас в творчестве Добычина?»
Константин ответил на это очень необычным образом:
«Представьте, что перед вами прекрасное мозаическое панно. Например, «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». И вот к этому панно подходит художник с кувалдой и начинает лупить изо всех сил и, вроде бы, куда попало. Лупит долго, прицеливаясь и отходя на расстояние метров пяти, чтобы видеть результат. Наконец, пыль оседает и вниманию публики предстаёт излупленная штукатурка, на которой, нетронутые вдруг, висят левый глаз, бородка и немножко уха. И коричневый галстух. <…> обнаруживается, что хитрый художник так ловко изломал изображение, что теперь в вашей голове глаз, бородка и ухо <…> бывшего вождя пролетариата сами собою складываются в фигуру пятого всадника апокалипсиса.»
По словам Константина, художественный метод Добычина – «отсекать всё нужное, оставляя чуток малозначительного, но так, чтобы это составляло почти мистическую картину бытия. И всё это происходит на улицах, исхоженных нами вдоль и поперёк. Невообразимый аттракцион и реалити-шоу. Самое удивительное, что все эти типичные добычинские персонажи – они вовсе не мрачные. И не серые. И тем более не глупые. Просто нужно всмотреться внимательнее. И узнать город нашего сердца даже сквозь безвременье».
Наш корреспондент также пообщался с художницей Виталией Думанской, написавшей портрет Добычина.
Корр: «Добычин - писатель малоизвестный, практически забытый и не простой для восприятия. Сейчас его творчество пытаются возродить. Написать он успел немного. Не заинтересовались его личностью и творчеством после завершения работы?»
«Не могу назвать Добычина непростым писателем. Возможно потому что антипсихологизм в его работах не кажется мне трудным для восприятия. Да, я читала "Город Эн", но на этом моя заинтересованность в нем пока приостановилась. Предпочитаю знакомиться подробно с авторами точно понимая контекст их жизни, а для этого необходимо интересоваться многим помимо литературы. С биографией Леонида Добычина я знакома в общих чертах. Трагической судьбы человек. Как и многие интеллигентные люди двадцатого века», - рассказала Виталия.
Творчество Леонида Добычина почти забылось. Переиздавать его начали только после перестройки, однако, гений этого автора, как феникс возрождается из пепла. О Добычине снова узнают, его творчество изучается, ежегодно в Брянске проходят «Добычинские чтения». Брянская библиотека №1 уже несколько лет носит имя Добычина. Сколько бы не гасила цензура гениев, рано или поздно пламя их загорится с новой силой.
Фото: РИА Стрела