У длинного двух-трехэтажного дома на три улицы (Рождественка №6, Пушечная №9 и Кузнецкий мост №20) – долгая, красочная история. Я расскажу здесь вкратце о трех самых ярких жителях.
Безумная помещица
Именно здесь в середине XVIII века была усадьба пресловутой Салтычихи. Она выдирала волосы на головах, жгла женщин утюгом и забивала их до смерти скалкой. За косой взгляд или «плохо вымытый пол» Дарья Салтыкова замучила до смерти более сотни крестьянок. Во время экзекуций озверевшая помещица орала:
Я сама в ответе и ничего не боюсь!
И долго уходила от возмездия. Спасали взятки и родство.
Дом Салтычихи находился в глубине квартала, примерно там же, где теперь наземный вестибюль метро «Кузнецкий мост». Часть зданий КГБ-ФСБ на улице Лубянка также построена во владениях психически больной садистки.
Добрый доктор
В 1826 году это владение приобрел святой доктор Гааз. Он поселился в ныне существующем доме №20 (построен в 1780-х годах). Москвичи говорили:
«У Гааза нет отказа».
А сам он говорил:
«Спешите делать добро!»
Пройдет несколько лет, и добрый доктор покинет дом на Кузнецком мосту: все деньги будут розданы нуждающимся.
Он был главным врачом московских тюрем и потратил свою жизнь на помощь каждому из арестантов. Они-то и назвали доктора святым.
Один сановник, придя домой к Федору Гаазу, увидел, что он ходит в кандалах по комнате. «Совсем с ума сошел!», решил вельможа. А «сумасшедший» между тем испытывал на себе гуманизированные кандалы, которые сам же изобрел. Кандалы доброго доктора спасли немало жизней.
Злой доктор
Через полвека, в 1888 году, дом на Кузнецком приобрел другой, «злой» доктор. Патриарх московской медицины заработал миллионы. Каждый больной мечтал попасть к Григорию Захарьину, и практически никто не смел его позвать. Профессор выезжал только по приглашению лечащих врачей и брал за визит несколько сот рублей (два или три годовых оклада рабочего). Генерала от медицины не следовало называть по имени и отчеству – только «ваше превосходительство». Он был способен отчитать императора («Ваше Величество! Кто вам позволил выпить водки?!»).
Простые смертные дрожали перед доктором Захарьиным. Но они выздоравливали!
Это один из немногих московских домов, которому посвящена книга: Белицкий Я. М., Полиновская Л. Д. Пушечная улица, 9. — М.: Московский рабочий, 1989. — 92 с.
В действительности, интересных персонажей, связанных с этим зданием, гораздо больше: это и безумный шестидесятник Дмитрий Иванович Писарев, в сравнении с которым даже Добролюбов полон кротости и разума, и Чехов, и Толстой, которые бывали здесь в «Немецком клубе», со стороны улицы Пушечной...
Все мои статьи, связанные с московским краеведением, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Смотрите также:
Из-за чего умерли императоры? От Петра I до Александра III