Найти тему

Дом на три улицы. Здесь жили и Салтычиха, и доктор Гааз

Оглавление

У длинного двух-трехэтажного дома на три улицы (Рождественка №6, Пушечная №9 и Кузнецкий мост №20) – долгая, красочная история. Я расскажу здесь вкратце о трех самых ярких жителях.

С улицы Пушечная
С улицы Пушечная

Безумная помещица

Именно здесь в середине XVIII века была усадьба пресловутой Салтычихи. Она выдирала волосы на головах, жгла женщин утюгом и забивала их до смерти скалкой. За косой взгляд или «плохо вымытый пол» Дарья Салтыкова замучила до смерти более сотни крестьянок. Во время экзекуций озверевшая помещица орала:

Я сама в ответе и ничего не боюсь!

И долго уходила от возмездия. Спасали взятки и родство.

Дом Салтычихи находился в глубине квартала, примерно там же, где теперь наземный вестибюль метро «Кузнецкий мост». Часть зданий КГБ-ФСБ на улице Лубянка также построена во владениях психически больной садистки.

Добрый доктор

С Кузнецкого моста
С Кузнецкого моста

В 1826 году это владение приобрел святой доктор Гааз. Он поселился в ныне существующем доме №20 (построен в 1780-х годах). Москвичи говорили:

«У Гааза нет отказа».

А сам он говорил:

«Спешите делать добро!»

Пройдет несколько лет, и добрый доктор покинет дом на Кузнецком мосту: все деньги будут розданы нуждающимся.

Он был главным врачом московских тюрем и потратил свою жизнь на помощь каждому из арестантов. Они-то и назвали доктора святым.

Один сановник, придя домой к Федору Гаазу, увидел, что он ходит в кандалах по комнате. «Совсем с ума сошел!», решил вельможа. А «сумасшедший» между тем испытывал на себе гуманизированные кандалы, которые сам же изобрел. Кандалы доброго доктора спасли немало жизней.

Федор Петрович Гааз (1780-1853)
Федор Петрович Гааз (1780-1853)

Злой доктор

С Рождественки
С Рождественки

Через полвека, в 1888 году, дом на Кузнецком приобрел другой, «злой» доктор. Патриарх московской медицины заработал миллионы. Каждый больной мечтал попасть к Григорию Захарьину, и практически никто не смел его позвать. Профессор выезжал только по приглашению лечащих врачей и брал за визит несколько сот рублей (два или три годовых оклада рабочего). Генерала от медицины не следовало называть по имени и отчеству – только «ваше превосходительство». Он был способен отчитать императора («Ваше Величество! Кто вам позволил выпить водки?!»).

Простые смертные дрожали перед доктором Захарьиным. Но они выздоравливали!

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897/98)
Григорий Антонович Захарьин (1829-1897/98)

Это один из немногих московских домов, которому посвящена книга: Белицкий Я. М., Полиновская Л. Д. Пушечная улица, 9. — М.: Московский рабочий, 1989. — 92 с.

В действительности, интересных персонажей, связанных с этим зданием, гораздо больше: это и безумный шестидесятник Дмитрий Иванович Писарев, в сравнении с которым даже Добролюбов полон кротости и разума, и Чехов, и Толстой, которые бывали здесь в «Немецком клубе», со стороны улицы Пушечной...

Все мои статьи, связанные с московским краеведением, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Смотрите также:

Из-за чего умерли императоры? От Петра I до Александра III

Как воспитать Салтычиху? Вредный совет тетушки-помещицы

Глупость на карте Москвы! Улицы, названные по ошибке