До очередного нового года осталось совсем немного. Время пролетит быстро. Эх, это прекрасный сказочный праздник родом из детства. Мало кто не любит Новый год. Знаю я пару таких людей.
Большинство этот праздник обожает. Ведь так?
Хочу рассказать о том, как отмечали Новый год в царской России, когда появились первые упоминания о празднике, и как связаны вокзал и Новый год.
Интересно, что дата праздника, вопреки распространённому мнению, менялась не два раза (с учётом перехода на грегорианский календарь), а трижды.
Многие помнят, что Новый год до Петра отмечали 1-го сентября. Это, кстати, было начало церковного года. Поэтому праздник был больше христианским, чем светским.
А до этого Новый год отмечался ещё и 1 марта по юлианскому календарю. Европа жила, как и сейчас, по григорианскому календарю, напомню.
О том, что год в 15-м веке и, вероятно, ранее начинался с 1 марта, свидетельствует запись в «Парижском словаре московитов» 16-го столетия.
Как эту дату праздновали и отмечали ли вообще – сложно сказать. Об этом записей не сохранилось.
С 1492 года праздник стали отмечать 1-го сентября. Это по мирскому календарю был 1472 год, а по церковному – 7000-й со дня сотворения мира.
Собственно, праздника в нашем понимании 1-го сентября не было. Только православные службы, выход царя к народу, молитвы за здравие и поклоны.
Царь Пётр решил ориентироваться на Европу, где праздновали Новый год 1 января, и издал Указ № 1736.
Получилось очень интересно. В сентябре Россия отмечала один раз праздник. А в январе – другой. Хорошо, что тогда ещё Старого Нового года не было. А то б устали отмечать.
Хотя в России праздники любят. До сих пор неделю отдыхаем в январе. И не только в этом месяце.
Царь Петр был мужчиной суровым, поэтому праздник первого января приказал отмечать. Вот так прививалась культура. Атрибутами праздника стали смоляные бочки, фейерверки, еловые ветви. Кто не хотел отмечать – того штрафовали. В Москве палило 200 пушек.
Новый год удачно приходился к рождественским святкам, поэтому большинство приняло праздник нормально. Это в городах. Крестьяне продолжали отмечать день 1 сентября.
В 19 веке традиция уже укоренилась. В Зимнем дворце устраивали маскарады, на которые приглашалось по 3000 человек. Были и бояре, и купцы, и представители иностранных государств, и люди разных народов империи. Все одевались празднично, богато. Естественно, присутствовали представители царской семьи.
Наибольшее развитие маскарады получили при Николае Первом.
Что касается домашних празднований. То накрывали богатый стол – кто на что горазд. Купцы выставляли заморские фрукты, сёмгу, икру, осетрину. Бывало на столах мороженное, слоёные булочки. Шампанское пили, но все же оно ещё не было напитком номер один.
Кстати, и традиция наряжать ель или сосну не привилась сразу. Изначально угощения и игрушки могли навесить на берёзку, яблоньку или другое деревце. Традиция наряжать ель пошла из Германии. Там это дерево считали добрым, немцы верили, что в нем живёт дух леса. Кроме того, хвойные в большинстве – вечнозелёные. Их считали и символом жизни.
Крестьяне на Новый год готовили кутью – кашу из нескольких видов злаков, сладкую.
Что касается вокзалов:
так называли павильоны в парках, где проводились праздничные новогодние гулянья. Слово происходит от фамилии Джейн Вокс. Она жила в Лондоне и организовывала в своём парке гуляния. Вот эту традицию русские тоже переняли. А в Павловске под Петербургом на вокзале люди и гуляли, и садились на поезд.
Можно говорить, что с 19 века Новый год в России отмечают так же, как сейчас. Почи так же.